03 Марта 2011 00:00

Столица двенадцати королей

Камбоджа остается одним из наименее известных и наиболее мистических королевств Азии... Наследница великой империи кхмеров, которая во времена своего расцвета простиралась от Вьетнама до Мьянмы, включая территорию нынешнего Таиланда, нынешняя Камбоджа – это страна с 13-миллионным населением, занимающая 180 000 кв. км площади, расположенная в юго-западной части Индокитайского полуострова Юго-Восточной Азии. Помимо Таиланда, с которым ее связывает долгая кровавая история, имеет общую границу с Вьетнамом и Лаосом, а также выход к Сиамскому заливу на юге. Неизвестная история этой средневековой державы запечатлена в каменном Ангкоре столице двенадцати великих королей, правивших Юго-Восточной Азией пять веков – с VIII по XIII столетие. Более поздняя история страны, оставшаяся в анналах мировой летописи геноцида, печально известна благодаря режиму Пол Пота – кровавого предводителя красных кхмеров. Что же это за нация, каждое тысячелетие порождающая столь мощные и удивительные империи?

Вода в жизни страны
Каждая весна приходит вместе с таянием гималайских ледников на Тибетском плато, где берет свое начало великий Меконг. Протекая по территории Китая, Мьянмы, Лаоса и Камбоджи, талые воды перемешиваются с ливневыми муссонными потоками, приобретая неповторимый коричневатый цвет. Следуя вечному ритму, Меконг выходит из берегов в июне, принося влагу и плодородный красный ил огромному бассейну, издавна считавшемуся домом кхмерам и их предкам. По мере наполнения Меконга один из его основных притоков – Тон Ле Сап – также разливается и меняет свое течение (начинает течь вспять), питая озеро Тон Ле Сап, которое увеличивается по площади в трижды, закрывая седьмую часть всей Камбоджи. Таким оно останется до октября, когда, по окончании сезона дождей, ему придет время вернуться в свои домуссонные границы.
Таким образом, вся жизнь современной и древней Камбоджи связана с водой – главной судоходной рекой Меконг, «рыбной житницей страны» озером Тон Ле Сап и, конечно же, Сиамским заливом, обеспечивающим выход к океану.
Как и сезонный разлив Нила стал толчком к развитию египетской культуры, так и периоды жизни Тон Ле Сап стали законом жизни древних кхемров. Предки камбоджийцев хорошо понимали природу разливов воды, перемещения небесных светил и, поклоняясь этой гармонии, воплощали свои астрономические познания, вплетенные в причудливую индуистскую мифологию в элегантном геометрическом дизайне древних городов.
История
История Ангкора, как и в целом Камбоджи, долгое время оставалась загадкой для европейцев – никаких более-менее систематических записей, пригодных для перевода, не велось или не сохранилось. Народная память дает лишь отрывочные либо весьма искаженные данные, более похожие на мифы. Таким образом, работа первых европейских ученых из Французской школы по изучению Востока, прибывших сюда вместе с французской колонизацией в 1863 году, была более похожа на работу детективов, по кусочкам пытающихся воскресить историю одной из величайших империй древности – увы, не интересную ее потомкам. С 80-х годов ХХ столетия работы по изучению и консервации исторических памятников возобновились с новой силой под эгидой ЮНЕСКО. Именно новая волна исследователей опровергла устоявшийся стереотип о том, что кхмерская и близкие ей цивилизации региона возникли на основе древнеиндийской культуры, проникшей в эту часть Азии в первое тысячелетие нашей эры.
На данный момент сделано множество раскопок в этом регионе, доказывающих, что высокоразвитая цивилизация зародилась здесь задолго до индуизма: первые организованные поселения и города датированы 6800 г. до н.э., а с 400 года до н.э. древние кхмеры начали сооружать города-укрепления на берегах Тон Ле Сап, окруженные рвами и плотинами.
Считается, что народность, носящая ныне собирательное имя «кхмеры», переселилась на территорию Камбоджи с севера, с холмов, покрытых густым тропическим лесом. Благодаря пристальному изучению древнекитайских источников удалось многое выяснить и о первой империи на территории Юго-Восточной Азии – Фунан – которая охватывала всю прилегающую к Сиамскому заливу прибрежную территорию и просуществовала со второго по шестой века нашей эры наряду с империей Чанла, объединявшей небольшие царства на севере.
Массовый переход к индуизму в регионе, по-видимому, пришелся на период VI века, когда, по словам китайского путешественника того времени, «на двух буддистов в этой стране теперь приходится тысяча брахманов, а местные жители отдают им в жены своих дочерей». Таким образом, можно сказать, что история величайших царств Юго-Восточной Азии напрямую связана с приходом в страну индуизма. Было ли это спонтанной массовой колонизацией-индуизацией, либо сознательным переходом к новой религии и письменности правителей древних государств, остается поводом для дебатов до сих пор. Тем не менее именно это скоротечное взаимопроникновение культур и дало столь мощный толчок к развитию и объединению региона, ведь, возможно, индийская культура, единый письменный язык и мифология оказались именно тем связующим звеном, которое способствовало самоидентификации разрозненных народностей кхмеров.
Истинным же началом самой успешной древней кхмерской цивилизации можно считать объединение в VI-VII веках разрозненных княжеств – наследников империй Фунан и Чанла правителем Джайяварманом I (657 г. н.э.) в единое государство, обладающее выходом к морю и большими территориями плодородных земель и водных ресурсов внутри страны – Ангкор.
Ангкор и его правители
Слово «Ангкор» берет начало от санскритского nagara, дословно означающего «город». В кхмерском языке Ангкор стал синонимом «государственности, империи, территории, подчиненной монарху». Ангкором принято считать огромную территорию к северу от озера Тон Ле Сап, на которой было размещено несколько последовательно отстроенных столиц кхмерского государства, просуществовавшего с VII по XIII век. Началом Ангкора официально принят 802 год – год коронации первого правителя объединенного государства Джайявармана I.
По мере смены династий королей империя разрасталась, столица привлекала все больше народа. Но энергичные и образованные правители страны понимали, что власть государства не может быть основана на господстве одного города, и в период с 1010 года во всех провинциях империи начинается строительство региональных центров.
Естественно, что для подпитки такой империи требовалась сильная экономика. Ее основой можно считать сумму таких факторов, как выход к морю, огромные сельскохозяйственные и весьма плодородные земли бассейна Тон Ле Сап, использование ресурсов реки Меконг, в том числе и для речной навигации, и отлично организованная армия. Помимо прочего, Ангкор в период своего расцвета был настоящим перекрестком торговли – на рынках его городов торговали специями, рисом, фруктами, жемчугом, шелком, рыбой и рабами.
На протяжении веков кхмеры меняли окружавшую их природу, и Ангкор становился центром высокопродуктивной сельскохозяйственной культуры, построенной на знаниях в области ирригации и архитектуры. Очевидный факт, что кхмерские земледельцы были успешны в продлении сезона роста, культивируя множество видов риса (в том числе плавучего риса). Их познания в использовании резервуаров, водохранилищ, каналов и водных колес создали продуктивную экономику, способную прокормить более 1 миллиона жителей Ангкора – самого большого города мира в XII веке. Ароматические масла, специи и медицинские травы из тропических лесов, огромные рыбные ресурсы Тон Ле Сапа и высокая плодородность земель бассейна Меконга создали уникальное стечение физических и духовных ресурсов, которые вкупе с географической составляющей стали движущей силой и источником средств для невероятных проектов кхмерских королей.
Как и во многих феодальных государствах того времени, власть в стране поддерживалась при помощи сети родственных связей, вследствие чего централизованное управление становилось настоящей проблемой, приведшей к мощной стагнации государства в X-XI веках. Именно в этот период упадка на трон раздираемой внутренней войной страны пришел сильный лидер – Сурьяварман II (1113 – 1150 гг.). Его столица Ангкор Ват и его храм Меру, посвященный индуистскому богу Вишну, затмили все отстроенные ранее столицы.
Ангкор Ват – это храм-вершина с пятью великолепными каменными башнями. Постройка этого города-дворца (на данный момент один из наиболее хорошо сохранившихся комплексов, а также самый посещаемый) заняла 37 лет. Территория комплекса занимает более 200 га площади, являясь самым большим религиозным сооружением мира. В таком великолепном каменном городе было место и для храма, и для административного центра, библиотек, водоемов и пр. После смерти Сурьявармана II был захоронен здесь же – его последняя усыпальница признана одним из величайших архитектурных шедевров истории.
Последним великим королем империи стал Джайяварман VII, взошедший на трон в 1177 году, после победы над северным соседом – государством Чампа. Фактически он выступил спасителем империи, ослабленной и уже практически подчиненной воле набирающего силу врага. Правитель знал, что распираемая внутренней клановой борьбой и вовлеченная в войну страна стоит на грани исчезновения, и для возрождения духа единства народу требуется новая религия и идеалы. Такой религией для древней Камбоджи стал буддизм. Но воле удивительного правителя приписывается также постройка более 102 больниц и сотен километров дорог, соединивших всю страну. Столицей этого правителя стал Ангкор Том (к северу от Ангкор Ват), а дворцом его имени – великолепный Байон – «храм четырех лиц Будды», каждая башня которого украшена ликами Будды, смотрящими по четырем сторонам света.
История Ангкора после смерти Джайявармана VII весьма запутанна, известно лишь, что более поздние правители предпринимали попытки вновь внедрить индуизм как государственную религию, но влияние буддизма было уже слишком велико. В XIII веке Ангкор был завоеван усилившимся Тайским государством (Аютайя), и большая часть страны была поделена между сильными соседями – древним Сиамом и Вьетнамом. Однако Камбоджа не исчезла, а просто сошла со страниц истории как мощная империя… Правителям побежденной страны не оставалось ничего другого, кроме как переместиться на юго-восток и основать новую столицу – Пном Пень. Ангкор (его часть) остался лишь приграничной провинцией, тысячи жилых и религиозных зданий покрывались тропическими лесами, зарастали шагающим баньяном, бесчисленные богатства были разграблены. Правда, в XVI веке правители кхмерского государства все же делали попытки возродить Ангкор, и даже отвоевали кусок собственной территории у Таиланда, возведя у руин древнего Ангкора город Сием Риап (в переводе «победа над Сиамом»), но былую славу этот регион уже вернуть не смог. Город был забыт, и к тому моменту, как Ангкор был заново открыт миру французским путешественником Анри Муо в 1861 году, он представлял собой живописные развалины, полностью укрытые джунглями.
Вчера и сегодня
Сегодня Ангкор – это огромная заповедная территория-музей со своей инфраструктурой, дорогами, автобусами и вездесущими гидами. Часть строений полностью очищена, местами отреставрирована. Ангкор Ват сохранился лучше других сооружений – на его примере отлично видно, насколько хорошо были осведомлены древние кхмеры об устройстве мира, архитектуре и космологии, как важен был для них календарь. Все деревянные строения, где люди жили и работали, ели и спали, давно разрушены. На территории остались только каменные здания – в основном храмы.
В целом же музей-Ангкор, как зеркало реальной жизни современной Камбоджи, отражает ее действительность – нищету и безработицу. Полуодетые детишки осаждают вас с требованиями приобрести за баснословные деньги сувениры, а хорошие машины на дорогах большая редкость, тем не менее жители не выглядят озлобленными или обреченными. Судя по незасеянным вдоль дорог полям, голод если и грозит населению страны, то скорее по причине нежелания (или неумения) культивировать рис. Как ни странно, по информации местных гидов, практически все фрукты и овощи, даже для внутренних нужд, завозятся в Камбоджу из Таиланда, такая же ситуация обстоит и с 90% других товаров – практически все импортируется из-за рубежа, даже рис (!), электроэнергия и бензин. Судя по всему, страна еще не успела воспрянуть после событий 70-80-х годов, оккупаций и национальных чисток. Тем не менее в последние годы в королевство начали возвращаться эмигранты, выехавшие в период становления режима красных кхмеров – в основном это врачи и преподаватели – уровень медицинского обслуживания (которое здесь бесплатное для всех) заметно поднялся, в некоторых регионах – до уровня высокоразвитого Таиланда.
В целом народ Камбоджи достаточно гостеприимный и приятный – очень популярны танцы, караоке и народные гуляния, особенно на свадьбах, которые здесь весьма многолюдны. Большая часть страны проживает в деревнях, базовое образование здесь бесплатное, но, судя по всему, пользуются этим не все – рабочие детские руки нужнее в поле, чем в начальной школе.
Несмотря на всю противоречивость, в туристском плане страна очень интересна – и не только благодаря разрекламированному Ангкору! На побережье уже появились морские курорты высшего класса, а цены в целом по стране весьма умеренные. Обязательно стоит посетить плавучую деревню на озере Тон Ле Сап, где проживают вьетнамские переселенцы – настоящая, неприкрытая Азия, завесу над тайнами которой вам с удовольствием откроет страна улыбчивых кхмеров – Камбоджа.

Ася Бурамбаева

    Тэги:

    Нет комментариев. Будьте первым

      Оставьте комментарий

      Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

      Подписка на рассылки

      Хочешь всегда быть в курсе событий мира путешествий, подпишитесь на наши новости