Возрождение полета
Казахстан, став независимым, сохранил свой авиационный комплекс в том размере, каким он был во времена Cоветского Союза. Однако разрушенная в начале 90-х годов система подготовки казахстанских авиаспециалистов в нужном объеме не восстановлена до сих пор. Опытные пилоты уходят, а замену им найти трудно. Кроме того, мало кто из желающих подняться в небо имеет сегодня возможность оплатить дорогостоящее обучение.
В советское время на подготовку пилотов существовал госзаказ, а главное – был ДОСААФ, в чьих рамках функционировала четкая система подготовки к дальнейшему обучению в летных училищах. Молодежь могла летать, прыгать, сдавала нормативы. С развалом Союза система распалась, сократилось количество летных училищ. До некоторых пор на территории страны действовали только два государственных учебных заведения: летное училище в Актюбинске и Академия гражданской авиации в Алматы.
В прошлом году, при содействии Президента страны, открылся Государственный авиационный центр (ГАЦ), обучение в котором бесплатное. Авиацентр возродил систему аэроклубов для молодежи, став единственной организацией такого рода на территории СНГ. Он поможет курсантам подготовиться к поступлению в Академию гражданской авиации или Военный авиационный институт Сил воздушной обороны.
В Астане по этой программе уже обучаются 47 учеников 10-11 классов. Проходят медицинские комиссии школьники из Караганды, Петропавловска, Темиртау и других городов. На очереди и ребята из Степногорска – города, который в этом году отметил свое 45-летие. Причем этот год стал юбилейным не только для города, но и для степногорского спортивно-технического аэроклуба «Чайка», которому исполнилось 25 лет.
Клуб появился в Степногорске благодаря энтузиазму его нынешнего руководителя Сергея Николаевича Кириченко. В период становления клуба домом для него стал ГПТУ-190, сейчас это лицей № 13. Первый дельтаплан собирали всем клубом по чертежам.
Золотое время для степногорских дельтапланеристов настало, когда «Чайку» взял под свою опеку Целинный горно-химический комбинат. К концу 80-х в клубе имелось более десяти дельтапланов. Это было время, когда над Степногорском каждую неделю кружили дельтапланы, и каждый подросток мечтал, а главное – имел возможность «стать на крыло». Но в период развала Союза клуб лишился поддержки и отправился в свободный полет...
Сегодня у коллектива «Чайки» большие планы по развитию авиационных видов спорта. Авиаклуб предпринимает шаги по вхождению Степногорска в число городов, где ГАЦ открывает свои филиалы. Около двухсот старшеклассников проходят первичный медицинский отбор на зачисление в летную школу центра. Обучение планируется проводить на месте, и оно будет бесплатным. Кроме того, материально-техническую базу – самолеты и топливо – тоже оплатит государство.
Единственная проблема – это отсутствие в Степногорске пригодного для обучения аэродрома. Но и здесь уже почти найден выход – разработан проект по созданию спортивной зоны «Восток», куда и войдет аэродром со всеми необходимыми административно-техническими объектами.
Главное – этих людей не пугают трудности с получением лицензий, затратами на обучение инструкторов, покупкой дельтапланов, парапланов и парашютов. Весь дружный коллектив авиаклуба нацелен на осуществление своей высокой цели.
Счастливого тебе полета, «Чайка»!