Малайзия: будущее и прошлое
Куала-Лумпур – Путраджайя – Малакка – Лангкави. Этот маршрут познакомил нас с одной из самых интересных стран Юго-Восточной Азии – Малайзией.
Пятый рейтинг миролюбия стран мира (Global Peace Index), который проводился в сиднейском Институте экономики и мира, признал Малайзию самой мирной страной в Юго-Восточной Азии. Малайзия заняла четвертое место по безопасности среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона, опередив Новую Зеландию, Японию и Австралию. Она также заняла 19-е место в общемировом рейтинге государств.
После двух дней, проведенных в Куала-Лумпуре, мы взяли курс на административную столицу Малайзии – Путраджайю. И очень скоро наш автобус уже ехал по городу, название которого состоит из двух слов: putra – «принц» и jaya – «славный».
Первое, что приходит в голову, – я уже видел эти широкие улицы, мосты, новые административные здания и… небольшое количество людей. В следующий момент понимаешь – Путраджайя очень напоминает молодую столицу Казахстана.
Но у этих городов не просто внешняя схожесть. Предоставим слово автору «малазийского чуда» Махатхиру Мохамаду или просто доктору М, как его с уважением называют малазийцы. Этот человек, являясь премьер-министром, руководил Малайзией более 20 лет, в течение которых она и стала одной из самых динамично развивающихся стран мира.
– Куала-Лумпур, город, который официально остается столицей Малайзии, был заложен британскими колонистами. И, конечно же, получив независимость в 1957 году, мы стремились каким-то образом проявить и запечатлеть в истории собственное национальное самосознание. Данное стремление вылилось в идею создания нового административного центра страны – Путраджайи. Сегодня этот город является финансовым и деловым сердцем страны, – говорит г-н Мохамад.
Вот здесь можно провести первую параллель, ведь Астана также является ярким символом независимого Казахстана. Между тем существуют и более широкие параллели.
– У наших государств много общего, – продолжает доктор М. – И у нас, и у вас широко представлены разные этносы и культуры. Обе страны – свободно развивающиеся государства, которые ориентируются на ведущие державы. Мы, например, брали пример с состоявшихся азиатских гигантов – Японии и Южной Кореи.
Добавим к этому, что Нурсултан Назарбаев, неоднократно приезжавший в Малайзию, поддерживал самые дружеские отношения с господином Мохамадом. И в настоящее время между нашими странами налажены тесные связи, в частности, международным аэропортом в Астане руководит малазийская компания, у нас много контактов в области нефти, производстве халяльной продукции и т.д. Кстати, Путраджайя и Астана начали строиться практически одновременно. Возможно, что идеи строительства этих городов родились параллельно, или одна повлияла на другую, но, в любом случае, это была личная инициатива руководителей государств.
Интересно также, что согласно правительственному плану Путраджайя была окончательно достроена в прошлом году. Вот и Астана, по словам Президента Казахстана, тоже уже практически построена: «Мы приступаем к завершающей стадии строительства нашей столицы. Ими являются объекты, которые мы собираемся построить в основном к 20-летию нашей Независимости», – подчеркивает Н. Назарбаев.
Ну и еще несколько слов о Путраджайе. Здесь снимается много индийского кино, а раз в году центр города превращается в площадку для шоу «Colours of Malaysia» – самого яркого события в культурной жизни страны. Среди городской растительности можно встретить главный цветок страны – гибискус, украшающий герб Малайзии. Пять его лепестков символизируют основные малайские принципы жизни: вера в Бога, преданность королю и государству, уважение конституции, соблюдение закона и хорошие манеры.
Кстати, людей, которых были практически не видны на улицах Путраджайи, мы встретили в большом и прохладном здании торгового центра. Мы забыли, что днем местные жители стараются как можно меньше находиться на душных и жарких улицах своих городов.
Вечером этого же дня, оставив позади бескрайние плантации масличной пальмы, мы прибыли в Малакку. Этот город был полной противоположностью предыдущему, за исключением одного – история Малакки, так же как и Путраджайи, связана с принцем.
Всё началось с того, что в XV веке принц Парамевара под натиском султана оставил территорию современного Сингапура и отправился в никому тогда не известную Малакку. Между тем побережье Малаккского пролива имело стратегическое значение, а сама Малакка находилась практически посередине морского пути из Индии в Китай. Именно здесь останавливались мореплаватели, чтобы пополнить запасы и выждать смену направления муссона, который диктовал график движения парусных судов.
Итак, провозгласив себя правителем, принц активно занялся развитием Малакки. Постепенно рыбацкий поселок превратился в мощный портовый город, один из крупнейших в Юго-Восточной Азии. Однако этот успех принес немало проблем. Начиная с 1511 года многочисленные завоеватели стремились подчинить Малакку, и лишь в 1957 году острову удалось обрести полную независимость.
Сегодня каждая улочка города расскажет о его 600-летней истории. Будучи колонией Португалии, Англии и затем Дании этот город впитал неповторимое сочетание архитектурных стилей, культур и цивилизаций. Современная Малакка пронизана историей, которую не в состоянии вместить ни один из сорока городских музеев.
Поужинав в отеле, мы сразу вышли на набережную реки, где на фоне звездного неба возвышался гигантский парусник. В этой копии португальского судна «Флор де ла Мар» выставлены модели судов, подлинные карты, сундуки и экспонаты по истории Малакки.
А впереди нас уже ждала потрясающая экскурсия на открытом прогулочном катере по реке Малакка. 45-минутный маршрут пролегал через центр города, позволяя на расстоянии нескольких метров увидеть раскинувшиеся по берегам парки, уличные кафе, рынки и аттракционы. Ну чем вам не Венеция!
На память от этого вечера нам осталась общая фотография всей казахстанской группы в экипировке от нашего не морского, а авиаперевозчика – компании «Эйр Астана», благодаря которой мы с таким комфортом добрались до этой замечательной страны, несмотря на продолжительный девятичасовой перелет Алматы – Куала-Лумпур.
Экскурсия на трех колесах
Утром мы сразу направились на Красную площадь – именно так называется центральная площадь Малакки, вокруг которой расположены исторические постройки. Здание ратуши Стадхюйс, возведенное в середине XVI века, считается старейшим сооружением голландской постройки на Востоке. Раньше здесь находилась резиденция голландских губернаторов, а теперь размещены исторический, этнографический и литературный музеи. Рядом с ратушей возвышается протестантская церковь Христа середины XVII века. Ее розовые кирпичи специально завозили из Голландии, сделанные вручную скамьи храма не меняли уже двести лет, а медная подставка под Библию датируется 1773 годом. Позже британцы сделали эту церковь англиканской, добавив звонницу и флюгер.
На площади раскинулись уютные фонтаны, эффектные растения и даже настоящая мельница. Внимание многочисленных туристов притягивают и яркие транспортные средства, украшенные искусственными цветами, фонариками и простенькими магнитолами. Это велорикши. Наша группа в полном составе погрузилась в это трехколесное чудо техники (пришлось, правда, арендовать большую часть велопарка) и двинулась на экскурсию.
Город небольшой и все находится рядом. Копия дворца Малаккского султана, где сегодня разместился музей культуры. Музей-мемориал провозглашения независимости, расположенный в здании, где раньше, по иронии, находился элитный Малаккский клуб – оплот колониализма. Форт святого Иоанна, старейший в Малайзии китайский храм Ченг Хун («Храм вечнозеленых облаков»), музей Королевских ВМС и даже питомник крокодилов с альбиносами и горбатыми крокодилами.
Но к числу главных достопримечательностей относится холм святого Павла, где расположены португальский форт А’Фамоза и церковь святого Павла (1521 г.). С вершины холма можно увидеть все окрестности. Сам холм при всех правителях оставался местом захоронения известных и уважаемых людей. Внутри церкви находится вскрытая могила, в которой в 1553 г. был похоронен святой Франциск Ксаверий. Это был первый в этих краях христианский миссионер, известный как «апостол Индии» или «апостол Востока». Франциск Ксаверий умер близ южных берегов Китая. Некоторое время его тело находилось в Малакке, а потом его перевезли в индийскую провинцию Гоа.