Поддержка развития экотуризма
Термин «экотуризм» на Западе был официально использован на одной из конференций мексиканским экологом Гектором Цебаллосом Ласкурией в первой половине 80-х годов XX века. В Казахстан понятие «экотуризм» пришло вместе с зарубежными туристами в середине 90-х годов. Стало популярным говорить об экотуризме после признания его одним из трех приоритетных направлений в развитии индустрии туризма в Казахстане. Внедрение же принципов экологического туризма началось всего несколько лет назад.
Изучив туристские ресурсы и возможности Казахстана, эксперты от туризма рекомендуют государству сделать упор на развитие экологического туризма как одного из нишевых сегментов мирового туризма. Казахстан предлагает туристам природное и культурное богатство, значительные нетронутые территории вместе с национальным гостеприимством, с каждым годом привлекая все большее количество гостей.
Однако в туризме остается еще много проблемных моментов и белых пятен. Остро стоит вопрос обеспечения конкурентоспособной инфраструктурой: комфортный транспорт по умеренной цене, качественные дороги и связь, недорогие гостиницы и кемпинги, сопутствующая информационная поддержка туристских направлений (карты, справочники и путеводители, тематические сайты и порталы, местная сувенирная продукция и многие другие компоненты, составляющие индустрию туризма).
За годы независимости Казахстана туризм в качестве абсолютно нового явления в экономике сделал значительный рывок в своем развитии. Рассматривая экологический туризм как часть целой отрасли, можно говорить о большом сдвиге в сторону улучшения ситуации. Государство на законодательном уровне проводит значительные реформы в туризме, в нормативно-правовых актах стало больше уделяться внимания экологическим аспектам путешествий. Определенный вклад в развитие отрасли и внедрения принципов экологического туризма внесли общественные организации, работающие в Казахстане и по всему миру. Такие структуры, привлекая средства донорских организаций, инвестировали финансовые, кадровые и информационные ресурсы в развитие экологических основ туризма.
Одним из первых подобных проектов стал Информационный ресурсный центр экотуризма (ИРЦЭ), созданный с целью развития экотуризма и содействия развитию местных сообществ. Центр создан в 2005 году Казахстанской туристской ассоциацией (КТА). ИРЦЭ целенаправленно занимается экологическим туризмом, аккумулирует в себе информационно-ресурсную базу по экотуризму. За последние 5 лет ИРЦЭ сотрудничал с такими организациями, как VSO, Pragma, USAID, фонд «Евразия», ExxonMobil.
Что может такой центр предложить туристам, местным жителям, туристским компаниям?
– Поддержка развития экотуризма должна носить комплексный характер, отсюда и деятельность ИРЦЭ ориентирована на разные субъекты туризма.
Турист может:
найти интересующую его информацию о туристских возможностях Казахстана;
узнать, куда ему лучше отправиться, и как это сделать наиболее выгодно при максимуме новых впечатлений и экзотики;
получить справочную информацию об Алматы и регионах (достопримечательности, места размещения и питания);
иметь быстрый доступ к базе контактов туристских компаний и организаций, ориентированных на экологический и въездной туризм;
получить совет и разъяснение при возникновении нестандартных ситуаций во время путешествия;
купить туры выходного дня по Алматинской области;
приобрести информационно-справочные материалы о туристских ресурсах Казахстана и Алматы в отдельности.
Чем может быть интересен ИРЦЭ для туристских компаний?
– Центр позиционируется в качестве общей информационной площадки по экотуризму. Компании, предлагающие экологические туры, а также спектр услуг по въездному и внутреннему туризму, могут представить себя на стендах в офисе центра.
ИРЦЭ начал свою деятельность с обучения местных жителей и менеджеров, работающих в экоориентированом туризме, позже были открыты гостевые дома (guest houses или homestays).
В настоящее время ИРЦЭ, имея наработанную базу контактов гостевых домов по Казахстану и отлаженные схемы организации отдыха туристов, предлагает их для общего пользования всему туристскому рынку.
ИРЦЭ регулярно проводит сертификацию гостевых домов и внедряет собственно разработанные минимальные стандарты качества услуг в подобных формах размещения в сельской местности.
Сделана значительная работа по популяризации Казахстана как туристского направления. ИРЦЭ как структурное подразделение Казахстанской туристской ассоциации (КТА) регулярно участвует в наиболее популярных международных туристских выставках. За время существования ИРЦЭ было распространено за рубежом и по Казахстану более 17 тысяч печатных материалов, пропагандирующих экотуризм, основанный на местных сообществах.
ИРЦЭ продолжает свою деятельность и призывает туристский рынок консолидироваться в деле продвижения экотуризма и использовать накопленный опыт в своей плодотворной работе.
Источники: www.eco-tourism.kz, www.wikipedia.org
Комментарий в тему
Нашим фондом накоплен многолетний опыт работы в области развития экотуризма, возрождения народных художественных промыслов и ремесел. Когда в 2003-м мы проводили первое в республике маркетинговое исследование, то ставили цель – узнать, в каких местах наши граждане хотят отдыхать. Тогда было обозначено: Восточный и Южный Казахстан, Катон-Карагай, Боровое, Алматы, Капчагай, но многие назвали Иссык-Куль… Другие регионы даже не обозначались. И мы подумали, что здесь рискованно начинать турбизнес, может просто не оказаться клиентов – все привыкли ездить в Анталью и т.д.
Мы также считали, что основными клиентами туристской отрасли будут являться иностранные специалисты, работающие в Республике Казахстан, но исследование показало, что наша целевая группа – это молодые люди 25 лет, только что создавшие семью, имеющие максимум одного ребенка и с доходом порядка 300-500 долларов. Это именно те, кто готов ездить по Казахстану, тратить деньги, живя не в 5-звездочных отелях, а в деревенских домах.
И тогда на очередном этапе программы, проводимой при поддержке компании «ЭксонМобил Казахстан Инк.», мы все-таки решили создать несколько пилотных центров экотуризма. И не промахнулись. Отдача получилась колоссальная – за один туристический сезон было заработано 10 000 долларов! Вы можете сказать, что такое 10 000 долларов, но для населенного пункта, жители которого выживают за счет подсобных хозяйств, это большие и, что немаловажно, легальные деньги. Причем здесь не надо больших инвестиций, надо просто «подшлифовать» людей, научить их основам туристского бизнеса и финансовой грамотности.
Параллельно мы несколько лет при поддержке компании «Шеврон» проводим программу поддержки ремесла, которая очень созвучна туризму. Мы опять провели исследование и выяснили, что наше ремесло умирает. Посмотрите: мы все сувениры покупаем в Китае, хотя у нас есть люди, которые могут это произвести, у нас просто великолепные вещи производят, скажем, из той же кошмы. И многие нам говорят, что было бы здорово каждой области разработать свой собственный сувенирный бренд.
Я приведу цифры: программа первого национального конкурса «Щебер» за два года реализации дала 44 000 долларов дохода для ремесленников. Таким образом, реальный живой доход, полученный населением, перекрыл все те инвестиции, которые в виде грантов мы вкладывали в регионы.
Надо сделать так, чтобы люди, которые в своих экономических условиях производят 2-3 хорошие вещи, могли организовать их серийное производство. Тогда мы получим еще больший эффект. Главное в этом вопросе – более инициативный подход. Как показывает опыт, свою жизнь – социальную, экономическую – надо организовывать самим, а не ждать, когда кто-то будет брать ответственность на себя.
Ринат ТЕМИРБЕКОВ,
исполнительный директор фонда «Евразия Центральной Азии»