ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ и РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ
Идея кластерного развития туристской отрасли начата по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева в 2005 году, и уже активно идет широкомасштабный процесс по внедрению кластерных программ по республике, в том числе и в Жамбылской области.
Необходимость разработки стратегии формирования и развития туристского кластера Жамбылской области обусловлена изменениями, происходящими на внешнем и внутреннем рынках туризма, увеличением роли туризма в экономике и социальной сфере республики, развитием межрегионального и международного сотрудничества, потребностью внедрения современных технологий организации туристского процесса, а также увеличением воздействия туризма на экологический комплекс природных зон области и на сопредельные территории. Для увеличения доли туристского сектора в удельном доходе области необходимо кардинально изменить тактику и стратегию развития туристского бизнеса. Основным объектом изучения должны стать международные и внутренние туристы, инфраструктура туризма области и взаимоотношения между различными субъектами туристкой отрасли.
Содержание исследования касательно формирования и перспектив развития туристского кластера Жамбылской области определила следующая гипотеза: зависимость между научно-обоснованной политикой государственных органов, определяющей содержание туристской деятельности, и уровнем развития туризма на территории области устанавливает, что развитие туристского кластера будет эффективным, если:
– стратегия развития отрасли будет опираться на позитивный опыт основных этапов ее становления в стране, анализ современного состояния, научно-обоснованный выбор приоритетных направлений развития с учетом потребительских свойств туристских ресурсов, эффективного планирования и прогнозирования туризма;
– нормативно-правовая база отрасли будет формироваться на научной основе, выборе наиболее эффективных форм государственного регулирования рынка туристских услуг Жамбылской области;
– реальные экономические и социальные перспективы развития отрасли будут определять планирование и программирование развития туристского кластера Жамбылской области.
Новые формы развития туризма, как следствие динамизма современной эпохи и технологического развития постиндустриального общества, вызвали необходимость кластеризации экономики региона. Философия кластерного развития сводится к тождественности элементов модели модернизации региональной экономики «туризм = развитие» и требует внедрения туризма на новых территориях, вовлечения в обслуживание большого количества людей. В связи с выше изложенным для Жамбылской области станет возможным занятие конкретной ниши на международном туристском рынке, а в перспективе – завоевать лидирующие позиции в силу стратегического подхода к имеющимся природному и экономическому потенциалам. Анализ мультипликативных моделей развития туризма обнаружил большую отдачу от кластеризации туризма, в несколько раз превышающую расходы, стимулирующую местную экономику и улучшающую условия жизни. Отраслевой кластер в регионе создается с целью взаимного усиления конкурентных преимуществ, объединения объектов туристского хозяйства с объектами, повышающими туристскую привлекательность региона.
Термин «кластер» в экономическом смысле в настоящее время широко применяется в теории конкуренции. Его стали использовать после опубликования работ М. Портера, американского теоретика конкуренции и конкурентоспособности, который подразумевает под этим понятием «группу географически соседствующих компаний и организаций, связанных общей сферой деятельности и взаимодополняющих друг друга» /1/.
Основное отличие кластера от сектора заключается в том, что кластер локализован на какой-то обозримой территории и не является абстрактным межотраслевым образованием в рамках всей экономики. Локализация является важнейшим признаком кластера в туризме, потому что производство и потребление туристами большинства услуг происходит в рамках территории их временного пребывания (дестинации). И для того чтобы предлагаемые туристам услуги были качественными, между их производителями и смежными предприятиями должны существовать устойчивые хозяйственные и социальные связи в границах данного региона.
Использование кластерного подхода для стимулирования развития и повышения конкурентоспособности сферы туризма Жамбылской области объективно возможно потому, что туристские предприятия и связи между ними уже существуют. Работающий кластер практически невозможно спроектировать и создать искусственно. Еще одна отличительная черта кластера – необычайно широкий спектр участников. Компании, выпускающие готовый продукт (в нашем случае – товары и услуги для туристов), – лишь видимая часть айсберга. Вместе с ними кластер включает поставщиков всего необходимого, в том числе материалов, оборудования и сервиса. В него входят научные, информационные и консультационные центры, а также специализированные финансовые учреждения: банки, страховые и лизинговые компании. Для того чтобы этот многоотраслевой комплекс мог работать, необходимо значительное количество профессионально подготовленных работников, следовательно, в орбиту кластера должны входить и учебные заведения как высшие, так и средние профессиональные, готовящие кадры для данного туристского региона. Государство в лице центральных и местных органов власти, не входя в состав кластера, оказывает на его развитие самое непосредственное влияние. В силах государственных органов или серьезно осложнить работу предприятий, входящих в кластер, или создать для них режим наибольшего благоприятствования /2/.
В индустрии туризма вообще очень многое зависит от специфики региона и имеющихся в нем туристских ресурсов, поэтому состав кластера и меры по стимулированию его развития должны определяться, прежде всего, на уровне каждого туристского региона. А значит, вполне обоснованной является идея разработки местных программ развития туризма хотя бы в тех областях, где туризм играет существенную роль в экономике.
В Жамбылском регионе необходимо стимулировать процессы интеграции и межотраслевого сотрудничества, создания фондов совместного финансирования инвестиционных проектов и других финансовых инструментов развития туризма, структур по продвижению регионального туристского продукта на внутренний и внешний рынки, поощрять туристскую деятельность некоммерческих организаций в интересах тех групп населения, чьи доходы не обеспечивают накопления средств, достаточных для включения в организованный отдых.
Развитие туристского кластера будет осуществляться с целью максимального вовлечения отраслей экономики в развитие туризма, содействия их региональной специализации, создания «замкнутого цикла», предусматривающего развитие сферы туризма на местных социально-экономических ресурсах.
Жамбылская область расположена на юге Республики Казахстан, территория которой богата уникальными природными объектами и памятниками культурно-исторического наследия, определяющими привлекательность региона в плане развития туризма. Область является одним из базовых компонентов туристского продукта Республики Казахстан и относится к объектам приоритетного освоения. По природным рекреационным и историко-культурным характеристикам область располагает большими возможностями.
Формирование и развитие туристского кластера сможет выполнить главную роль в региональном воспроизводственном процессе Жамбылской области и определить формы и характер материально-вещественных, финансово-кредитных, трудовых и информационных связей по распределению, обмену и потреблению совокупного общественного продукта и национального дохода, и тогда, являясь основой региональной экономики, туристский кластер определит главные параметры регионального воспроизводственного процесса в целом. Комплексный подход к решению проблемы повышения конкурентоспособности и привлекательности области в плане развития туризма предполагает активные действия со стороны государства и бизнеса.
Кластерный подход, модернизирующий экономическую платформу туристской отрасли области, ставит своей целью развитие конкурентоспособной туристской индустрии, ориентированной на сохранение историко-культурного наследия, духовное развитие и удовлетворение потребительского спроса на туристские услуги иностранных граждан и граждан Республики Казахстан. Миссию туристского кластера области можно обозначить как предоставление широкого спектра туристских услуг высокого качества с целью создания прочного, длительного сотрудничества с целевыми рынками на макро-, мезо- и микроуровне экономического, социального и гуманитарного характера.
Отраслевой кластер в регионе создается с целью взаимного усиления конкурентных преимуществ и объединения всех объектов туристского хозяйства с объектами, повышающими туристскую привлекательность региона. Эффект отраслевого кластера определяется как стратегическое развитие туристских предприятий, определяемое поставкой на рынок новых видов рекреационных услуг, высокими знаниями конкурентных преимуществ и жесткими требованиями к качеству предлагаемой продукции, способствующими улучшению уровня обслуживания клиентов и росту конкурентоспособности на туристском рынке.
Согласно теории кластерного развития, чтобы иметь высокий уровень производительности и быть конкурентоспособным, необходимо иметь компании с высокой производительностью и высокое качество бизнес-среды. Любая страна располагает определенным, только ей присущим набором преимуществ. К ним могут относиться: высокий уровень производительности труда, качество трудовых ресурсов, качество производимых товаров и услуг, искусство управления и др. Связь с международными рынками также играет большую роль в повышении конкурентноспособности страны /3/.
Конкурентный анализ туристско-рекреационной привлекательности Жамбылской области и экономико-статистический анализ состояния и развития международного туризма свидетельствуют о развитии в туристской отрасли следующих тенденций: а) как вертикальной интеграции «назад» к поставщикам (вложения туристскими фирмами свободных денежных средств в покупку или строительство зданий под офисы, гостиницы и т.п.), так и интеграции «вперед» по направлению к конечному потребителю через расширение сбытовой сети; б) «сильной» внутриотраслевой конкуренции и «низкой» власти покупателей при «средней» власти поставщиков и «сильной» конкуренции со стороны товаров-заменителей и новых конкурентов; в) «слабой» ассортиментной дифференциации туристских продуктов. В силу вышесказанного тенденции рыночной среды функционирования туристской отрасли Жамбылской области подлежат регулированию со стороны региональных органов власти в целях повышения международной туристской привлекательности региона и максимизации социально-экономического эффекта от развития международного туризма в области на основе разработки и реализации программных документов.
Конкурентоспособные предприятия должны энергично работать по формированию кластера в плане повышения конкурентоспособности всего региона. При этом в основе успешного развития туристской отрасли Жамбылской области должны лежать местные преимущества и продвижение типичных для данного региона аутентичных традиций, культур и продуктов, поддерживающих самобытность местного населения. Такой подход обеспечивает участие местного сообщества и субъектов экономической деятельности в формировании местных доходов и создании рабочих мест, что отразится на уровне жизни и преодолении многими людьми уровня бедности.
Стратегия развития туризма в области должна базироваться на понимании социально-экономической необходимости приоритетного развития туристского кластера как важного экономического инструмента, обеспечивающего приток финансовых поступлений в областной бюджет, способствующего росту занятости населения, позитивно влияющего на развитие многих отраслей экономики, прямо или косвенно связанных с туристским бизнесом.
Развитие туристско-рекреационного комплекса сопровождается рядом как позитивных, так и негативных результатов, что требует создания более совершенного механизма управления развитием, учитывающего специфику туризма как межотраслевого комплекса, объединяющего, генерирующего и поддерживающего развитие нескольких отраслей экономики региона. Крупный потенциал развития туризма определяет его роль в экономике области в качестве одного из экономических кластеров, успешное развитие которого содействует структурной перестройке экономики и стимулирует ее ускоренное развитие.