Мое открытие америки: Гранд-каньон
Да, это что-то… Грандиозно – самый бледный эпитет. Дух захватывает. Огромный разлом посреди чистого поля, а внизу тонкой такой струйкой течет река Колорадо. А ведь именно эта струйка имеет самую высокую категорию сложности для рафтинга, она пробивала веками себе дорогу в этой породе.
Ранним утром мы с грустью попрощались с «Беладжио», сели в «Мустанг» и поехали на северо-восток по трассе номер 15 в направлении Гранд-каньона. Мое мнение такое. Если позволяет время, путешествовать по Соединенным Штатам Америки нужно только на автомобиле. Наш «Форд Мустанг» за одиннадцать дней стоил нам 470 долларов США. Это был новый автомобиль с пробегом 1800 миль, кожаным салоном, проигрывателем компакт-дисков и вообще с полным списком опций. В эту же цену была включена самая полная страховка от всех мыслимых и немыслимых ситуаций. Как сказала дамочка из прокатной конторы, даже если ты вдруг взлетишь и врежешься в самолет президента США, страховка все покроет.
Машину лучше всего брать в каком-либо крупном сетевом прокатном агентстве. Тогда у вас есть возможность взять автомобиль, например, в Лас-Вегасе, а сдать его в Нью-Йорке или Майами. Также у вас на ключе будет болтаться брелок с телефоном круглосуточной общеамериканской службы технической поддержки. И случись что, они мигом примчатся, где бы вы ни находились. Причем БЕСПЛАТНО! Наша знакомая в Нью-Йорке уже полгода ездит на машине, которую для нее арендует фирма. Так вот, как только начинает моргать лампочка индикатора жидкости для стеклоомывателя, она останавливается на обочине, включает аварийку и звонит в эту самую службу. При этом громко кричит и говорит, что у нее машина неисправна и на грани взрыва. Ее, конечно, как могут успокаивают и присылают бригаду. Добрые молодцы прилетают быстро, словно бэтмены, наливают ей жидкости в бачок, желают всех благ, и она отчаливает. Сервис!
А мы двигаемся дальше. Дороги в США хорошие. Конечно, это не немецкие автобаны и не итальянские автострады, но покрытие ровное, ям нет. Скорость движения ограничена на отметке 75 миль в час (120 километров в час). Вокруг пустыня, дорога широченная, и поэтому скорость не ощущается совсем. Еще за день до нашего выезда на Гранд-каньон мы купили дорожный атлас, продается он в сети магазинов «Сэвен Элевэн» и стоит 8 долларов 95 центов. Очень удобная штука, а главное – недорогая. Все разбито на подробные карты штатов, на общей карте – указатели километража и среднее время движения. К слову сказать, следуя этому атласу, мы ни разу не заблудились.
Гранд-каньон находится в штате Аризона и является его визитной карточкой, об этом написано везде: на магазинах, кафе, указателях и даже на номерах автомобиля. По иронии судьбы, наш «Мустанг» был из Аризоны, хотя брали мы его в Лас-Вегасе, и у него на номере так и было написано «Аризона – штат Гранд-каньона».
Для того чтобы доехать от Лас-Вегаса до Гранд-каньона, нужно проехать по федеральной трассе номер 15 порядка ста двадцати миль по штату Невада, затем пересечь границу штата Юта и проехать городок Сент-Джордж. Если хотите, там можно перекусить в одном из многочисленных заведений, заправиться и отдохнуть. Мы же без остановки промчались мимо, через несколько миль покинули трассу номер 15 и повернули направо, на узкую местную дорожку под номером 9. И вот тут мы оказались перед нелегким выбором. По атласу все просто: нужно ехать по дороге номер 89, на местности все сложнее. Дорог под номером 89 оказалось целых три, и все в разном направлении. Да уж, опять эти американские штучки. Но раз я был пионером, то и в игре «Зарница» принимал участие, и условным противником у нас был как раз тот, в чьем глубоком тылу я сейчас находился.
В общем, пришлось собраться с мыслями, а они в Штатах куда-то исчезают, отвлечься от созерцания красот и определить свое положение на местности, а уж затем сделать единственно верный выбор. Вообще же в США, как я уже говорил, все немножко через другое место, чем везде. Вместо того чтобы нормально пиктограммами показать направление, они напишут на указателях длинное предложение, мол, ехать нужно туда-то и вон на том повороте, прижавшись вправо, свернуть, а потом, следуя указателям, продолжить движение до следующего указателя. Вместо того чтобы указывать следующий крупный населенный пункт, который точно есть на карте, пишется просто «север» или «юг», «запад» или «восток». Чудесно! Это что же получается, я должен с собой компас возить? Наверное, тоже в «Зарницу» играют, причем постоянно, и путают своего условного противника, чтобы не добрался до стратегических объектов. Но мы прошли через это, для нас это плевое дело, мы еще помним, как противогаз надевается и костюм химзащиты.
Мы же в свою очередь добрались до первого стратегического объекта. Это дамба Глен-каньона и мост Навахо. Остановились, поглазели, запечатлели с помощью цифровой аппаратуры красоту объекта и едем дальше, уже по штату Аризона и по той самой дороге номер 89 – на юг, до городка под названием Кэмерон. В Кэмероне поворачиваем направо на трассу номер 64 и едем уже непосредственно на каньон. Дорога неширокая, по одной полосе в каждую сторону, но очень ухоженная и гладкая. А какие потрясающие виды открываются, загляденье! Тут тебе и питомник кедров, и олени бегают, и долина с разломами, и горы. Кстати, оленей в Штатах и впрямь очень много. Шляются они по дорогам, как будто по полю или по лесу, и создают аварийные ситуации. Существует даже формуляр, предписывающий водителю при возникновении аварийной ситуации давить именно оленя, а не сворачивать с дороги, пытаясь его объехать, дескать, жизнь человека важнее. Да и страховые общества напирают: если ты сбил оленя, возмещение ущерба сто процентов, а если улетел под откос и врезался в дерево, да еще, не дай Бог, сам пострадал, то ущерб возмещается только частично, и за лечение будешь платить из других источников.
Миль через двадцать пять появляются указатели о том, что вы все-таки приехали на Гранд-каньон. Впереди пропускной пункт. Въезд платный, двадцать долларов за семь дней. При этом бравый рейнджер (да-да, именно рейнджер) сказал нам, что с этого момента мы находимся под защитой и на попечении этих самых славных ребят. Если мы вдруг решимся на спуск в каньон, то должны их уведомить об этом, и они дадут нам сопровождение с рацией, аптечкой и прочим снаряжением. И все это за те самые двадцать долларов в неделю.
Припарковав на огромной площадке машину, мы почти бегом побежали смотреть на каньон. Да, это что-то… Грандиозно – самый бледный эпитет. Дух захватывает. Огромный разлом посреди чистого поля, а внизу тонкой такой струйкой течет река Колорадо. А ведь именно эта струйка имеет самую высокую категорию сложности для рафтинга (сплав по реке на надувной лодке), она пробивала веками себе дорогу в этой породе.
Стоишь, смотришь на все это, а все равно не верится, что такое возможно. Японцы здесь тоже водятся. Хотя, глядя на карту, не понимаешь, как они из своей Японии находят сюда дорогу. Правда, на этот раз их было немного, и на каждого было всего по полтора фотоаппарата. Они немного поползали на животе, фотографируя друг друга, немного поснимали со штатива, построили пирамиду из тел и побежали в другое место снимать. Мы тоже поснимали, но на землю не падали, а фотографировали в основном сам каньон.
Гранд-каньон – это национальный парк. А в США национальная идея заключается в том, чтобы на всем делать деньги. Поэтому мы вообще не удивились, что на Гранд-каньон мы приехали на спортивной машине, попробуйте к нам на Чарынский каньон добраться без серьезного внедорожника. Кругом – чистота и порядок. А как вы хотели? Природа тоже может быть средством производства, а значит, на ней можно зарабатывать деньги. Рядом со смотровыми площадками стоит отель и кемпинг, есть бензоколонка, магазин с китайскими сувенирами, но тематический, все о Гранд-каньоне. Да уж, что такое прибавочная стоимость, американцы всасывают с молоком матери. Еще на протяжении двадцати пяти миль вдоль каньона то здесь, то там устроены кемпинги со смотровыми площадками. Вы можете приехать сюда на своем автомобиле, разбить палаточный городок либо жить в трейлере, который вы тоже притащили на прицепе с собой, жарить барбекю на стационарно установленных мангалах и смотреть сверху, как река Колорадо продолжает точить породу и углублять и без того глубокий каньон.
Мы же, посмотрев на все это величественное великолепие, отправились дальше в путь.
Промежуточным нашим пунктом должен был стать город Феникс, столица штата Аризона. В США каждый штат имеет свои законы и правила. Эти отличия порой доходят до маразма. Ну представьте себе: у них отличаются даже колонки на бензозаправках. В Неваде нужно сначала вставить пистолет в заправочную горловину топливного бака, нажать кнопку выбранного бензина, дать денег или кредитную карту кассиру, затем вернуться и держать этот самый пистолет, пока бак не наполнится, затем забрать у кассира либо сдачу, либо кредитку. Все. Любой другой порядок исключается. В Аризоне вместо кнопки выбора бензина нужно поднимать очень хорошо закамуфлированный под гнездо пистолета рычаг выбора этого самого бензина. И никто на свете тебе не поможет, если ты этого не знаешь. Ни кассир, который говорит: «Пожалуйста, выберите бензин», а ты ему: «Да я бы с удовольствием, да не знаю как». – «Ну вы уж как-нибудь соберитесь и выберите». – «Да мне плевать какой, налей любого». – «Да как же я налью, если ты не выбрал бензин». И так по кругу. Получается, разговор идет, как в фильме «Кукушка»: эта королева бензоколонки думает, что я клиент-мыслитель и нахожусь в раздумьях, какой бы мне бензин налить, а я просто не знаю, как эта «волшебная колонка» включается. Пришлось постоять на улице минут пятнадцать, время-то позднее, дождаться еще одного полуночного клиента и подглядывать за ним, как он ЭТО делает!
Наконец заправились. Едем. Добрались до города Флагстафф и решили ехать сразу в Калифорнию, не заезжая в Феникс. Мало ли что еще эти жители Аризоны напридумывают. Выехали на федеральную трассу номер 40 и покатили на запад. Ничем не примечательная ночевка в мотеле для дальнобойщиков на окраине города Кингмэн, завтрак в Макдоналдсе – и вот мы уже едем по пустыне Мохаве, штат Калифорния.
Кто-то говорит, что пустыня – это скучно. Не знаю, мне очень нравится. Простор, возвышаются какие-то сопки, холмы, все разного цвета. Дорога широченная, четыре полосы в каждую сторону. Между встречными – разделительная полоса метров сто с канавой посередине. Здорово! Скоростной лимит ниже, чем в Неваде и Аризоне, и составляет 65 миль в час. Существует негласное правило: скоростной лимит можно превышать на 10 миль в час, и дорожный патруль за это не наказывает, но если больше, тогда штрафа не избежать. Взятку дать невозможно, сразу упакуют и отвезут в ближайшую каталажку, затем быстренько осудят – и все, тюрьма!
Чем ближе к Лос-Анджелесу, а именно он наш следующий пункт назначения, тем больше холмов, подъемов, спусков, и с каждой милей больше машин. Всех манит Город Ангелов…
Александр ГУДКОВ
(Продолжение следует)