ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА – НАУКА АКТУАЛЬНАЯ
О молодой науке – географии туризма – рассказывает основоположник этого нового и перспективного для Казахстана направления общественной географии профессор Станислав Рамазанович Ердавлетов.
– Станислав Рамазанович, сначала несколько слов о том, когда Вы открыли для себя понятие «география туризма».
– В 1980 году я отправился на стажировку в Польшу, где познакомился с Ядвигой Варшиньской и Антони Яцковским, являющимися одними из ведущих специалистов польской и мировой географии туризма, а также авторами первого в мире, как они считают, учебника «Основы географии туризма». В результате этой поездки мое сердце было полностью отдано географии туризма.
Однако особую роль в деле моего увлечения этой наукой сыграл профессор Московского университета С. А. Ковалев, который, приехав к нам на кафедру почитать лекции, подарил мне две бесценные по тем временам книги – «География отдыха и туризма» Е. А. Котлярова и «Рекреационная география» Н. С. Мироненко и И. Т. Твердохлебова.
– Как формировалась эта наука?
– География туризма как самостоятельная географическая дисциплина с собственными объектом и предметом исследования сформировалась сравнительно недавно. «Отец» советской рекреационной географии В. Преображенский назвал географию туризма отраслью социальной и экономической географии по аналогии с другими отраслевыми социально-экономико-географическими дисциплинами. В связи с этим понятие сущности географии туризма должно начинаться с определения объекта и предмета исследования ее «материнской» науки – социально-экономической (общественной) географии.
Одно время туризм был лишь фрагментом географического изучения рекреации. Между тем, обладая всеми необходимыми признаками самодостаточности, он предстал как относительно автономная и цельная сфера человеческого бытия, и в новом качестве более широко вошел в поле зрения общественной географии.
Современный туризм – это прежде всего пространственное социально-экономическое явление. Оно многогранно и многоаспектно. Это одновременно разновидность миграции населения (рекреационная миграция), бизнес, отрасль мирового хозяйства и национальной экономики, сфера межкультурного взаимодействия и т.д.
География изучает туризм как разновидность деятельности людей. Любая деятельность человека осуществляется в пространстве и времени, но туристская деятельность выделяется исключительной «географичностью» и относится к числу наиболее пространственно выраженных. Более того, она формирует особые типы пространства и времени – «туристское пространство – время».
Географию туризма можно определить как отраслевую дисциплину социально-экономической (общественной) географии о пространственных закономерностях, особенностях функционирования и развития территориальных систем организации (самоорганизации) туристской деятельности людей.
Пространственная организация туризма осуществляется в интересах человека, повышения уровня и качества жизни, в частности, удовлетворения его туристских потребностей. В этом состоит конструктивная роль географии туризма и стратегическое направление развития прикладных туристско-географических исследований, основанных на комбинировании разных научных методов и приемов.
Перед географией туризма, в свою очередь, стоит целый ряд задач, главные из которых гносеологическая (познавательная) и конструктивная (преобразовательная). Большое значение имеет географическое изучение пригодности территории для занятий туризмом, с учетом его форм и сезонности, воздействия туризма на территорию и формирование ее хозяйственного комплекса, исследование пространственно-дифференцированного туристского спроса и предложения туристских продуктов. Географам здесь отводится активная роль в обосновании стратегий устойчивого и безопасного развития туристских территорий, разработке основ управления комплексными территориально-организованными системами туризма и прогнозировании их развития. При этом общественно-географическими исследованиями могут быть охвачены территории как с уже сложившимися туристскими функциями, так и те, где туристская деятельность проявляется слабо либо отсутствует вовсе.
Другая задача географии туризма – проектирование территориальных систем туризма. Ее вершиной служит оптимизация пространственной организации туризма, которая должна проводиться исходя из триединства природы, населения и хозяйства.
География туризма как неотъемлемая часть социально-экономической (общественной) географии решает мировоззренческие, культурно-просветительные и образовательные задачи. Чрезвычайно важной функцией географии туризма является информирование населения о туристском потенциале территорий. Она дает людям представление о видах и формах туризма, значимых объектах природы, культуры, истории, и даже о предприятиях индустрии туризма. Тем самым география туризма пробуждает интерес у потенциальных путешественников к уже существующим или только складывающимся туристским центрам, целенаправленно формируя желание их посетить.
Эта функция географии туризма многократно усилилась в последние десятилетия с осознанием того, что наличие туристского потенциала само по себе не означает его автоматическую востребованность и не может служить гарантом развития туризма.
Ну и, наконец, чрезвычайно велико учебное значение географии туризма, которая входит в число обязательных основополагающих дисциплин при подготовке кадров для индустрии туризма.
– Почему Вы считаете, что подготовка специалистов туризма должна осуществляться при географических факультетах университетов?
– Важность географической основы в этой подготовке обусловлена тем, что логикой своего развития и результатами своих достижений география больше, чем какая-либо другая наука, оказалась способной обеспечить комплекс знаний, навыков и умений будущим специалистам туризма. Ведь география рассматривает природные и социально-экономические процессы в их пространственном выражении, а туризм является прежде всего процессом пространственным и социально-экономическим.
Близость туризма и географии проистекает из широкого, синтетического характера последней, изучающей явления и процессы, место которых – на стыке естественных (исследования природной географической среды) и общественных (хозяйство и быт человеческого общества) проблем.
Именно поэтому географ, искусно проводящий анализ и синтез пространственных явлений и процессов, опираясь на знание географической среды, может добиться наиболее глубокой интерпретации социально-экономических и экологических явлений, связанных с туризмом.
Если принять, что одной из главных целей туризма всегда было познание новых пространств, людей, природы, хозяйства и т.д., легко заметить, что это есть также первая, старейшая, но длящаяся по сей день цель географических исследований.
Известно, что познавательная функция туризма есть не что иное, как популяризированное географическое знание, все более обогащаемое подробнейшими и точными исследованиями.
Здесь уместно напомнить тем, кто ассоциирует географию исключительно с природной наукой, что с древнейших времен это есть и знание о человеке (его месте жительства, хозяйственной деятельности, культуре, общественных отношениях и т.д.) во взаимосвязи с условиями природной среды в пространственном выражении (социально-экономическая, политическая география, география населения, география культуры, география сферы обслуживания и др.).
Познавательный мотив туризма увязывается обычно с разнородными работами, которые позволяют туристу подготовить свое путешествие либо помочь в наблюдении явления. Этому всегда служили описания экспедиций, путешествий, географические записки, а сейчас всевозможные, подчас не учитывающие результатов научных исследований информационные материалы, путеводители, буклеты, справочники и т.п.
Другой очень важной целью туристских путешествий испокон веков был отдых, который служил восстановлению физических, психологических и духовных сил человека. Реализация этой цели обычно увязывалась с новой организацией географического пространства, которое преобразовывалось с мыслью об удовлетворении потребностей туристов. Эта цель туристских путешествий также была и вписана в географические исследования. На этот раз это исследования по организации пространства, территории. Каждая материальная деятельность человека «регистрируется» в географическом пространстве в форме соответственно используемых его фрагментов (территорий), разнящихся выполняемыми функциями. Именно эта цель туризма способствовала формированию функционально туристского пространства (территории), являющегося предметом интереса многих современных исследователей.
По нашему мнению, концепция туристского пространства, его типов и эволюции является сегодня наиболее плодовитым методологическим подходом в исследованиях туризма. Мы считаем, что сегодня нельзя строить теоретические основы новой науки, опирающейся на разнообразные методологические подходы, и уж точно нельзя этого делать в отношении туризма, не принимая концепции туристского пространства, в котором, как в призме, концентрируются как аспекты пространственные, экологические, общественные, психологические, так и культурные явления, называемые сегодня туризмом.
– И еще один, может быть, не совсем научный, но злободневный вопрос: как, все-таки, правильно писать прилагательное от слова «турист» – «туристский» или «туристический»?
– Не вдаваясь в подробности, можно привести основные аргументы в пользу написания прилагательного, как «туристский». Самое «демократичное» – это, наверное, мнение российского туризмолога М. Биржакова, который пишет: «Сегодня можно согласиться на употребление термина «туристический» в рекламах, наименованиях, разговорной речи, но не в официальных документах и деловом обороте. В деловом обороте, во всех официальных документах, письмах, формулярах строгой отчетности, каковым признан формуляр туристской путевки (ТУР-1), в договорах и соглашениях, следует строго придерживаться терминологии, установленной Законом «О туристской деятельности» и другими нормативно-распорядительными актами, государственными стандартами».
Но можно привести и более радикальные обоснования в пользу прилагательного «туристский». Со дня своего образования Всемирная туристская организация ООН, издавая официальные материалы на русском языке, употребляет только такое выражение. Данная норма закреплена в последних изданиях Советского энциклопедического словаря (1979-1990 гг.), в «Энциклопедии туриста» (Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», М., 1993 г.), а также в «Энциклопедии туризма» (авторы И.В. Зорин и В.А. Квартальнов, М., 2000 г.). И, наконец, эта норма отражена в Законах о туристской деятельности России и Казахстана.
Полагаю, что этого достаточно, чтобы дискуссию на вышеозначенную тему можно считать исчерпанной.