04 Мая 2011 00:00

Виды предпринимательства в туризме

Рыночную среду и систему отношений внутри индустрии туризма целесообразно рассматривать через формы и виды предпринимательства в туризме. Изучение структуры и содержание индустрии туризма через формально-типологические и организационные элементы позволяет увидеть туризм в целостности, что, в свою очередь, помогает решить ряд сложившихся проблем современной индустрии туризма Казахстана.
По данным отчета Всемирного экономического форума, в 2010 году на индустрию туризма приходилось 9,2% мирового ВВП, 4,8% – мирового экспорта, 9,2% – мировых инвестиций. Предложенный отчет оценивает положение страны в «главном табеле о рангах туризма» через выведенный индекс конкурентоспособности стран мира в секторе путешествий и туризма (The Travel & Tourism Competitiveness Index, TTCI) [1].
TTCI измеряет факторы и черты привлекательности (благоприятности) для развития сектора путешествий и туризма в разных странах и базируется на трех группах параметров, которые в совокупности характеризуют конкурентоспособность в туриндустрии. Интегральный индекс TTCI включает 14 групп показателей, объединенных в 3 категории: 1) система сводов и правил, регулирующих деятельность турбизнеса, иными словами, управление индустрией на различных уровнях (regulatory framework); 2) инфраструктурное обеспечение (поддержка) туриндустрии или создание благоприятной среды для предпринимательства и состояние инфраструктуры туризма (business environment and infrastructure); 3) развитие туризма с точки зрения обеспеченности ресурсами: привлекательность ландшафтов и потенциал окружающей среды, культурное разнообразие (сохранность материальной и нематериальной культуры) и уровень человеческого потенциала (human, cultural and natural resources) [2].
В результате ранжирования различных показателей в составе предложенного индекса Республика Казахстан занимает 93-ю позицию среди 139 рассмотренных стран, что на одну позицию ниже, чем в предыдущем отчете (2009 год – 92-е место). В разрезе Азиатско-Тихоокеанского региона Казахстан стоит в конце «среднечков» группы стран – 17-е место из 26 стран после Брунея, Шри-Ланки, Азербайджана, опережая Монголию, Кыргызстан, Камбоджу. Среди стран СНГ в рейтинге лидирует Россия (59-е), Грузия (73-е), Азербайджан (83-е), Украина (85-е), Армения (90-е), Казахстан (93-е место) [3].
По уровню системы управления индустрией туризма наша страна расположилась на 65-й строке, 88-е место по степени благоприятности бизнес-среды и развития инфраструктуры туризма. Международные эксперты расположили Казахстан на 123-й позиции по уровню развития человеческих, культурных и природных ресурсов в стране. Природное разнообразие и богатство культуры, которыми чиновники привыкли гордиться, на самом деле стали одними из слабых пунктов Казахстана, что в итоге снизило общий рейтинг Казахстана по конкурентоспособности туризма. Как показывает практика, наличие первых мест на международных выставках за красиво оформленный стенд и инвестиции в наименее эффективные формы туристского маркетинга страны не дают Казахстану право автоматически называться туристской державой. В то же время с позиции, далекой от лидеров туризма, Казахстан может гордиться отдельными показателями, которые следует в дальнейшем укреплять и совершенствовать. Например, РК находится на 14-м месте в мире по стоимости создания бизнеса, по способности банкоматов повсеместно принимать к облуживанию карты Visa – 36-е место, 40-е место – по уровню цен на бензин по сравнению с общемировыми, по количеству врачей на душу населения – 9-е, по количеству койко-мест в больницах – 11-е, по охвату ежегодной туристской статистикой – 28-е место, по качеству железнодорожной инфраструктуры – 32-ю позицию. Закономерным и обоснованным становится 93-я позиция конкурентоспособности туризма Казахстана, принимая во внимание данные остальных 78 показателей, на основе которых формируется индекс TTCI. Большим минусом для развития туризма является тот факт, что львиная доля показателей в составе индекса TTCI расположились ниже 70-й позиции, а по 23-м из них Казахстан числится в списке отсталых, перевалив за 100-ю позицию [1].
Специалисты ЕС сделали вывод, предложенный ранее отечественными учеными, о том, что долговременным потенциалом повышения конкурентоспособности Казахстана является не только экспорт углеводородов и их переработка, но и туризм как самостоятельная отрасль, способная обеспечить перераспределение капиталов с нефтедобычи в индустрию путешествий и отдыха. При этом увеличение доходности туризма повысит качество жизни населения в РК [4].
Признавая туризм как одно из распространенных видов коммерческой активности в мире, бизнес Казахстана проявляет заинтересованность во вложении капиталов и ресурсов в эту сферу. Наиболее активны в этом отношении предприятия, специализирующиеся на производстве услуг социально-культурного сервиса, в то же время в казахстанских реалиях вопрос стоит о необходимости более широкого привлечения как устоявшихся на внутреннем рынке негосударственных и производственных структур, так и начинающих предпринимателей, ищущих сферу приложения капиталов для быстрого достижения основной цели бизнеса – прибыли [5].
Рыночную среду и систему отношений внутри индустрии туризма целесообразно рассмотреть через формы и виды предпринимательства в туризме. Изучение структуры и содержание индустрии туризма через формально-типологические и организационные элементы позволяет увидеть туризм в целостности, что впоследствии дает возможность решить ряд сложившихся проблем современной индустрии туризма Казахстана.
Практически во всем мире, в том числе и в Казахстане, туризм и сервис представляют собой зону предпринимательства, а не бюджетных распределений. При этом государство способствует развитию сервиса и туризма, определяя политику в данной сфере и принимая соответствующие законы.
Возможность использования термина «туристская деятельность» определена Законом Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан» от 13 июня 2001 г. № 211-II. Согласно этому закону туристская деятельность – деятельность физических и юридических лиц по предоставлению туристских услуг, при этом туристские услуги направлены на удовлетворение потребностей туриста, предоставляемые в период его туристского путешествия, и в связи с этим путешествием (размещение, перевозка, питание, экскурсии, услуги инструкторов туризма, гидов (гидов-переводчиков), и другие услуги, оказываемые в зависимости от целей поездки) [6].
Исходя из понятия «туристские услуги», можно заключить, что предприятия – поставщики упомянутых услуг и товаров для туризма – это представители практически всех предпринимательских структур сферы производства и услуг. Наряду с этим закон дает четкое определение только туроператорской и турагентской деятельности, одновременно сужая туристскую деятельность в основном до продвижения и реализации туруслуг. При этом только туроператору дано легальное право формировать турпродукт. На практике применение закона становится противоречивым, так как, например, турагент вправе продавать как услуги комплексного продукта одного туроператора, так и отдельные услуги (транспорт, проживание, перелет и другие услуги по отдельности и в комбинации) разных туроператоров, иных турагентов и напрямую приобретая их от производителей услуг. Из-за невозможности охватить краткими формулировками многоаспектное понятие «туризм», грани между туроператорами и турагентами в рамках закона стираются. Это происходит вследствие многообразия отношений производителей и потребителей между собой и внутри индустрии. Отсюда можно заключить, что действующее законодательство не может адекватно охватить правовым полем все категории туризма во взаимоотношениях, как экономическое и социальное явление XXI века динамично развивающееся на территории Казахстана.
Проводя аналогию с российским законодательством в Казахстане, можно сформулировать определение туристского бизнеса, отражающее его сущность на современном этапе развития национальной экономики. Турбизнес – это инициативная самостоятельная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от оказания туристских услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, в установленном законе порядке. На основе закона понятие «турбизнес» можно вывести из составляющих индустрии туризма. Туристская индустрия – совокупность средств размещения туристов, транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, оздоровительного, делового, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туристскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов (гидов-переводчиков). Виды услуг в туристской индустрии: 1) услуги по предоставлению туров; 2) услуги по предоставлению мест проживания; 3) услуги по предоставлению питания; 4) информационные, рекламные услуги; 5) транспортные услуги; 6) развлечения; 7) иные туристские услуги [6].
При этом необходимо учитывать базовые характеристики турбизнеса, т.е. хозяйствующих субъектов (юридических и физических лиц):
самостоятельность в свободном приятии бизнес-решений в рамках правовых форм; 
экономическая заинтересованность в получении максимально возможной прибыли,
хозяйственный риск и ответственность [7].
Турбизнес может быть классифицирован по сферам деятельности, формам собственности, количеству и другим признакам. 
По формам собственности турбизнес может быть частным, муниципальным, государственным. В Казахстане после длительных процессов приватизации, разгосударствления и акционеризации ранее государственных предприятий большую часть туристского сектора экономики сегодня составляют частная форма собственности.
По количеству собственников туристская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. Коллективный турбизнес, в свою очередь, представлен организационно-правовыми и организационно-экономическими формами. В числе первых – товарищества, общества, кооперативы и другие, вторых – концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.
По степени новаторства турбизнес может быть классическим и инновационным. Классический турбизнес – традиционное, консервативное предпринимательство, направленное на максимальную отдачу ресурсов, управление объемами производства, где задействованы внешние и внутренние факторы по выявлению резервов для повышения рентабельности, обновления разнообразия турпродуктов. Такой вид турбизнеса характеризуется большей предсказуемостью, чем инновационный, а также вследствие высокой конкуренции в таком сегменте добиться хороших результатов непросто. Инновационный турбизнес – модель предпринимательства, при которой создается новшество посредством новых сочетаний традиционных ресурсов. Предприниматель ориентируется на ускорение темпов научно-технического прогресса, под воздействием которых изобретения быстро устаревают, что требует значительных инвестиций и несет большой риск, но при такой форме ведения бизнеса можно добиться высоких результатов и мировой известности своей торговой марки. Определяемые сферой деятельности каждая модель турбизнеса имеет отличительные признаки, но вместе они  едины в своей сущности, целях и задачах. 
По сфере деятельности турбизнес можно разделить на производственный, коммерческий, финансовый и консультационный. Этот признак является базовым, так как определяет саму сущность и специфику турбизнеса.
Виды предпринимательства по сферам турбизнеса представлены на рис. 1.
Приведенный перечень отображает лишь базовые категории социально-культурного сервиса и туризма. Сферу туризма также косвенно формируют предприятия городского транспорта, дорожные и городские коммунальные службы, организации связи, предприятия по производству товаров народного потребления и др. Все вышеперечисленное так или иначе входит в круг интересов некоммерческого сектора развития и поддержки туризма – общественные туристские организации и объединения, некоммерческие партнерства. Из-за условности деления турбизнеса на сферы часто затруднительно разграничить производственный и непроизводственный бизнес. 
Если кратко определить роль и место каждой сферы в социально-культурном сервисе и туризма в национальной экономике, то можно сказать следующее: в разное время каждая из этих сфер может приносить различный доход, однако главной из них является производство. Именно в сфере производства создаются материальные блага (туристские услуги), необходимые для жизнедеятельности человека. Так, коммерция существует лишь потому, что туроператор создал продукт, который турагент перепродает. Большую долю всех туристских организаций Казахстана занимает сфера коммерции. Это объясняется прежде всего низким стартовым капиталом и конкурентоспособной рентабельностью бизнеса, однако по уровню доходов доминирует производство. Финансовый турбизнес и консалтинг на сегодняшний день относительно мало представлены в индустрии туризма Казахстана.
Непосредственный успех турбизнеса во многом определяется наличием или отсутствием оптимальных условий его функционирования: экономических, социальных, правовых. 
Экономические условия, составляющие инфраструктуру туристского рынка,  обеспечивают разнообразие организации, с помощью которой туристские организации могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции: 
1) банки, занимающиеся оказанием финансовых услуг;
2) поставщики, снабжающие сырьем и материалами; 
3) оптовые и розничные продавцы, обеспечивающие доведение услуг до потребителей; 
4) специализированные фирмы и учреждения, оказывающие профессиональные и юридические, бухгалтерские и посреднические услуги;
5) агентства по трудоустройству, помогающие в подборе рабочей силы; 
6) учебные заведения, обучающие специалистов;
7) прочие агентства – рекламные, транспортные, страховые и др.; 
8) средства связи и передачи информации.
Благоприятные социальные условия турбизнеса определяются социальным положением непосредственных участников турбизнеса: потребителей, туристских организаций, сотрудников. Социальная удовлетворенность предпринимателя выражается в величине прибыли, социальном статусе и наличии деловых контактов.       
Одним из наиболее важных условий развития предпринимательства является наличие необходимых правовых условий. Под правовыми условиями подразумевается наличие спектра законов, регулирующих туристскую деятельность, слаженно действующих на макро- и микроуровнях. Условно правовые условия делят на три группы: защита прав туристских организаций, защита прав туристов от недобросовестной деятельности туристских организаций, защита высших интересов общества от предпринимателей, деятельность которых отрицательно сказывается на качестве жизни граждан. 
Целесообразно рассмотреть первую группу условий – защита прав туристских организаций:
1. упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации туристских организаций, защита от государственного бюрократизма;
2. оптимальное налоговое законодательство, мотивирующее туристскую деятельность;
3. поддержка международного сотрудничества отечественного и зарубежного бизнеса, создание бизнес-инкубаторов;
4. совершенствование методов учета и форм статистической отчетности;
5. правовые гарантии предпринимательства в туризме, в том числе право на собственность, обеспечение договорных обязательств, защита от недобросовестной конкуренции.
Задача государства – создать такое правовое поле для туризма, которое способствовало бы развитию феномена предпринимательства в туризме на благо всего общества. К сожалению, по мнению большинства собственников бизнеса, слабая развитость туристского законодательства и чрезмерная надзорная функция  и несогласованность органов государственных структур наряду с отдельными проявлениями коррупции сводят на нет инициативы организаторов бизнеса, что отбивает желание заниматься подобного рода экономически эффективным видом деятельности. 
    Тэги:

    Нет комментариев. Будьте первым

      Оставьте комментарий

      Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

      Подписка на рассылки

      Хочешь всегда быть в курсе событий мира путешествий, подпишитесь на наши новости