Великое в малом
Когда видишь эти крошечные творения, сразу приходит вопрос, как это сделано. Как можно человеческой рукой загнать караван верблюдов в игольное ушко? Изготовить золотой крест и поместить его внутрь человеческого волоса? Написать точную копию «Трёх богатырей» размером меньше головки стрекозы? Но то, что для нас невероятно, для художника-микроминиатюриста Анатолия Коненко – работа…
ССейчас имя этого мастера известно во всём мире – его работы украшают коллекции музеев многих стран. Сам Коненко является профессором РАЕ, соискателем Государственной премии РФ, его работы занесены в Книгу рекордов Гиннесса и признаны Мировой академией рекордов.
А в начале пути был счастливый случай. Вернее, передача «Поле чудес», которую в те годы вел Владислав Листьев. На записи программы молодой омский мастер подарил легендарному ведущему миниатюрный кроссворд. Как оказалось, самый маленький в мире. И тогда Листьев первым произнёс на всю страну имя Анатолия Коненко.
– Миниатюрист должен быть мастером на все руки. И чтобы овладеть чем-то, надо потратить годы, – говорит Анатолий Иванович. – Я 12 лет искал свой способ качественного выполнения живописного рисунка. Хотел, чтобы профессионал, посмотрев мои работы, сказал, что это непонятно и невероятно. Так всё и вышло.
Тридцать лет назад Коненко первым в Сибири занялся искусством микроминиатюры, создав со временем целое направление – микроискусство. Тогда даже появился новый термин – «художник-микроминиатюрист». Видимо, время потребовало, чтобы и в области искусства человеческое сознание соприкоснулось с микроуровнем. Наука и техника на сегодняшний день немыслимы без микроэлектроники и новых разработок в этой области. А искусство вдохнуть жизнь в этот технический процесс – привилегия мастера, и в результате – рождение шедевра. Но создать шедевр – ещё не всё, необходимо помочь зрителю увидеть красоту, уникальность работы. Для этого мастер разрабатывает и создаёт различные приспособления и оптические приборы.
Многие годы Анатолий искал технологии, совершенствовал производственные процессы и оборудование. Спустя годы все это пригодится для изготовления и ремонта инструментов в институте микрохирургии глаза Святослава Фёдорова. Кстати, изобретая и используя новейшие достижения науки, Коненко выполнил портрет знаменитого академика Фёдорова на искусственном хрусталике глаза.
– Чтобы сделать миниатюру, нужны специальные инструменты. Поэтому я в своё время даже окончил институт изобретательства, – рассказывает Анатолий Иванович. – Теперь создаю не только инструменты для творчества, но и медицинские приборы. Недавно, например, с сыном придумали такую штуку, которая может помочь слепому или глухому человеку ориентироваться в пространстве.
Однажды Коненко решает бросить вызов самому Лескову, автору знаменитого тульского Левши, подковавшего блоху. Но сначала необходимо изобрести и изготовить подкову (вес её – малая доля грамма), сверлильный станочек и, конечно же, гвоздики. Изготовил. И всё было бы хорошо, но шестой, последний гвоздик никак не входил в подкову. С ним мастеру пришлось повозиться. Все закончилось благополучно, и блоха с двумя подковами красуется сегодня под микроскопом и у Президента России.
– Подковать блоху у нас как первый класс пройти – если не умеешь, значит, дилетант, – поясняет Анатолий Иванович. У всех мастеров есть подкованные блохи. И когда люди приходят на выставку любого нашего микроминиатюриста, первым делом интересуются, а блох он умеет подковывать. Если нет, то никому ты неинтересен. Блохи – обязательная программа.
Многие свои работы Коненко подает в композиции с мелкими предметами – иголками, монетами и насекомыми, что позволяет продемонстрировать, насколько малы созданные им работы.
– Неинтересно делать просто микроминиатюры. Интересно создавать композиции, – поясняет мастер. – Сама по себе миниатюрная скрипка – это хорошо, но вот если вложить её в лапки кузнечику, будет совсем другой эффект. При этом насекомые должны быть настоящими. Зачем делать, скажем, муху, если она сама по себе шедевр? А придумать сюжет, например, игру в шахматы мухи и клопа гораздо интереснее, чем просто микрошахматы. Даже в самой маленькой работе должен быть новый, оригинальный подход, красота, изящество и целостность композиции.
В 1996 году Коненко создаёт самую маленькую книгу в мире, которую даже занесли в Книгу рекордов Гиннесса.
– Никто не может поверить, что эта книжечка меньше одного миллиметра, а если быть точнее – 0,9 на 0,9 миллиметра, – говорит Анатолий Иванович. – Даже корреспонденты поговорят со мной, а потом звонят и уточняют: так всё-таки – около сантиметра или миллиметра?
Кстати, в 2006 году Анатолий совместно с сыном Станиславом создали уникальную серию книг «Алфавит» – алфавиты различных языков и стран, размеры которых 0,8 на 0,8 мм. Это очередной мировой рекорд!
– Раз я уже занялся миниатюрной книгой, то изучил все, связанное с их производством, и поставил перед собой задачу – сделать самую маленькую книгу в мире, – продолжает мастер. – Ставилось одно непременное условие: книга должна быть тиражная, печатная. Все, что связано с производством этой книги, есть исключительное ноу-хау. Японцы давно головы ломают над тем, чтобы сделать меньше. В двух словах: сначала нужно найти непрозрачный носитель, на который будет нанесен текст. Обратите внимание, не бумагу – этот материал для таких масштабов не годится. Далее задача – напечатать текст с двух сторон листа так, чтобы он идеально совпал. Смотрите, страницы моей книги сшиты. Такую книгу можно листать, читать. А все, кто делал книги до меня, даже не ставили перед собой задачу сшивать страницы. Вдобавок, у меня есть цветные иллюстрации, чего в книгах такого порядка нет. То есть моя книга превзошла своих предшественников по всем параметрам. Когда я привез ее в Америку на конгресс любителей миниатюрной книги, там ее досконально просмотрели, и только после этого было официально объявлено, что самая маленькая в мире книга теперь находится в Омске.
За последние годы в различных странах мира проведено около 60 персональных выставок Коненко. Одно из последних достижений мастера – резьба на рубине, где в качестве резака используется крошечный алмаз.
– Я не придумывал заранее, какой портрет буду вырезать на рубине, – поясняет автор. – Просто изучал камень, вглядывался в него, набрасывал штрихи, которые как бы оживали под моей рукой. Стало получаться женское лицо. В один прекрасный момент глянул, а это – Богородица! Закончил работу и решил показать ее священнику. По делам мне надо было съездить в село Ачаир. В местном храме служит отец Александр, ему и решил показать изображение на рубине. Увидев, священник рассказал, что именно в этом храме, на бетонной стене, во время службы, появился лик Богородицы.
Известно более 600 различных ликов Богоматери! Оказалось, что на стене храма проявился образ иконы, именуемой «Огневидная» – очень редкой и загадочной. На ней Богоматерь без младенца Иисуса, и лицо ее обращено в правую сторону. Примечательная особенность образа – цвет. Богоматерь изображается с ярко алым ликом и в одеянии насыщенного красного цвета. Видимо, это и послужило поводом к наименованию иконы – «Огневидная». Самое удивительное, что на рубине Коненко была та самая икона.
– В храме Ачаира сейчас есть Огневидная икона Божьей Матери, – говорит Анатолий Иванович, – ее привезли с Афона. Мы с отцом Александром сравнивали оба лика – сходство потрясающее. Но до этого я ни разу не видел этого образа. Пока объяснений таким совпадениям нет.
Есть и еще одно «совпадение» – икона эта написана во время войны с Наполеоном, и день ее почитания приходится на 23 февраля. Именно в этот день родился и сам Коненко.
И последнее. Среднюю школу Анатолий Иванович окончил в Казахстане. И, конечно, в его коллекции есть работы, связанные с казахской землей.
Татьяна Дерягина