Жемчужина Средиземноморья
Любое путешествие вдвойне приятно, если оно сочетается с культурно-познавательными экскурсиями или элементами экологического туризма. Еще лучше, если это комбинированные туры, включающие познавательный и экологический туризм. На отдыхе в Турции мне посчастливилось посетить одновременно и привлекательные места, и исторические памятники. Первое было связано с посещением храма святого Николая, более известного у нас и почитаемого православными христианами Николая Угодника.
Святой Николай родился во второй половине третьего века нашей эры в г. Патары на берегу Средиземного моря. Получив воспитание от отца и необходимое духовное образование, он посвятил себя служению церкви, удостоившись впоследствии высокого звания епископа. Погребен был св. Николай в Мирах Ликийских, на юге Малой Азии (отсюда и его наименование — Мирликийский). Благодаря своим деяниям он стал почитаем во многих странах, а после своей кончины был канонизирован.
Любовь Святителя Николая к детям послужила важным обстоятельством к тому, что в Великобритании и Голландии его святой образ ассоциируют с Санта Клаусом. Святитель считается главным святым, покровителем и защитником г. Нью-Йорка. Очень популярная легенда наполовину религиозного характера появилась в северных странах Европы в результате обобщённого образа милосердного покровителя детей – Деда Мороза и веры в святого Николая. Стало известно, что корни этого легендарного и желанного образа уходят в наиболее древние поверья народов северных стран, в которых Дед Мороз путешествует в санях, запряжённых оленями, и исполняет самые заветные желания. В действительности места, где жил реальный святой Николай, расположены на побережье Средиземного моря, где никогда не бывает снега. Его личность, которая защищает детей, оказавшихся в трудном положении, создала образ мудрого, симпатичного и доброго старца, приносящего детям подарки в рождественскую ночь.
Святой Николай является покровителем узников, заключённых и осужденных. Он особенно почитаем моряками, его изображения можно найти на многочисленных судах. Для мореплавателей стало доброй традицией брать с собой иконы Николая Угодника в длительные плавания и походы.
После смерти святого значение храма св. Николая, так же как и г. Мира, значительно возросло. В этом решающую роль сыграло то, что г. Мира был столицей провинции Ликия в V веке нашей эры.
В память о святом Николае благодарными горожанами был построен памятник св. Николаю, а затем большая базилика.
В этот же период в Константинополе (сейчас – Стамбул) была возведена большая церковь. Базилика в г. Мира сильно пострадала и была разрушена в VIII веке в результате набегов и землетрясений, но вновь восстановлена в IX веке в виде церкви с куполами. Последующие дополнения были выполнены во время среднего периода Византийской империи в XI веке.
Cамые важные строительные и ремонтно-оформительские работы были выполнены в 1042 году по инициативе императора Константина IX и его жены Зои. Большая часть фресок и мозаик на полу относится к этому периоду. Само здание храма в течение нескольких веков претерпело много разрушений, и в 1862 году по приказу российского царя Николая Первого состоялись широкомасштабные ремонтные работы. Во время проведения работ план самого сооружения был значительно изменен – была возведена колокольня, и отлит новый колокол.
Церковь святого Николая является памятником истории византийского искусства. С её уникальной архитектурой и убранством она стоит в ряду наиболее важных исторических и культурных памятников византийского периода. Над фундаментом сегодняшней церкви возвышается несколько построек, выполненных в разное время. Таким образом, церковь имеет вид комплекса, состоящего из различных помещений, построенных в разные временные периоды.
Весь комплекс состоит из двух эксо и эксонартексов, входящих во внутренний атриум среднего зала с куполом (наос). Он расположен между двумя боковыми коридорами – бемы и апсидой со ступеньками для хора. Эксонартекс заново построен во время ремонта в 1862 году. Большая часть конструкции эксонартекса возвышается над оригинальным фундаментом, и на куполе изображены Иисус Христос и собрание консула.
Они являются наиболее древними фресками, сохранившимися в первозданном виде до наших дней.
Южный коридор был самым удобным местом для хранения саркофага святого Николая, к которому каждый желающий сможет прикоснуться.
Кроме этого, в северо-восточном и юго-западном углах находятся две комнаты с куполами, украшенными фресками, а полы в помещениях инкрустированы мозаикой. Это сооружение датируется VIII веком, но уже известно, что его первое строительство было выполнено в V-VI веках.
Развитию паломнического и религиозного туризма, так же как и устойчивому туризму в целом, сопутствует развитие сувенирной отрасли. В специально построенном для этих целей магазине представлены для продажи иконы и сувенирная продукция высокого качества, изготовленная монахами из Греции и Италии.
Далее наше путешествие Дамре – Мира – Кекова проходило по морю на яхте. Ярко-бирюзовые воды залива Кекова открыли нам свои тайны о затонувшем городе.
Земля на юго-западе Анатолии на полуострове Теке, омываемом водами заливов Анталья и Фетхие, в старину была известна как Ликия.
Современные археологические раскопки и научные исследования пролили свет на историю, язык и искусство Ликии, которые знамениты прежде всего своими скальными захоронениями и напоминают город мёртвых в Петре (Иордании). Эти саркофаги, высеченные в скалах в виде жилищ, а также местная письменность уникальны для мировой археологии и культуры.
Нам известно из египетских и хеттских текстов, что жители Ликии, которых называли Лука или Ру-ку, участвовали в пиратских набегах на Кипр в 1400 г. до н.э. Они сражались вместе с хеттами против Египта в битве при Кадеше в 1824 г. до н.э. Начиная со второго тысячелетия до н. э. они имели сильный морской флот и армию, и их государство было независимым.
Ксантос описывается Страбоном как крупнейший город Ликии. Название города происходит от названия протекавшей рядом реки. Ксантос был независимым до разрушения персидскими войсками под командованием Горпогоса (545 г. до н.э.). Несмотря на поражение, героизм и бесстрашие жителей Ксантоса, навсегда останутся в истории. Нападение, убийства, пожары, сравнявшие город с землёй, – всё это пережил Ксантос. Из сохранившихся до наших дней памятников здесь можно увидеть римский театр, базилику времён Византии, великий памятник Гаргии, а также скальную семейную гробницу, датированную 480-470 гг. до н.э.
В древности ликийским городам было принято давать красивые названия. Так Мира называлась «жемчужиной побережья». Почему же именно так назвали город? Во-первых, согласно Артемидору (II в. н.э.) Мира была одним из важнейших городов Ликийской федерации наряду с городами Ксантосом, Патарой, Олимпосом, Пынарой, Тлосом. Всего в эту известную федерацию входили 23 города (Плиний, I в. н.э.).
Особенно впечатляют многочисленные гробницы Миры. Благодаря мягкому камню они были высечены в скале к югу от города и хорошо сохранились до наших дней. Так называемый морской некрополь расположен на склонах горы за театром. Некрополь представляет собой ряд потрясающих скальных гробниц с богато украшенными фасадами. Большинство из них похожи на жилища древних жителей. Некоторые фрагменты фасадов стилизованны под деревянные покрытия, используемые в ликийских жилищах в качестве опоры для крыши. Здесь часто можно встретить надписи на ликийском языке.
В г. Мира в ходу были монеты федерации, но город имел и собственные монеты, которые чеканились на местных монетных дворах. Судя по этим монетам, главным божеством города была Артемида Элеутерия – один из образов Кибелы, богини-матери древней Анатолии.
Хорошо сохранившийся театр Миры в своё время был одним из лучших образцов античной архитектуры. Театр, как и весь город, был разрушен землетрясением в 141 г. н.э., но вскоре восстановлен на средства жителя Ликии – Опрамооса из Редиаполиса. Театр имеет 29 нижних и 6 верхних рядов. Фасад сцены был богато декорирован театральными масками и рельефами с изображением мифологических персонажей.
Сооружение, которым г. Мира особо гордилось, – храм Свободной Артемиды, о котором историки упоминают наряду с храмами Артемиды в Эфесе и Перге.
История свидетельствует, что г. Мира был одним из античных городов Анталийского залива, где побывали святые Павел, Лука и Аристарх (Библ. 27:5/6). Их арестованных пересаживали здесь с одного корабля на другой по пути в Рим в 60-м или 61 году н.э.
Из всего следует, что г. Мира действительно был одним из значимых городов Ликии. Немного на земном шаре городов, где роль в истории одного человека способна составить на века величие и славу этому месту. Личностью Святителя Николая освящается не только современная ему действительность, но и осмысливается и наполняется жизнеутверждающим содержанием историческая перспектива, а в ней – многие и многие, ищущие и стремящиеся к истине поколения.