О создании Единого реестра турагентов Казахстана
30 января 2012 года вступают в силу дополнения и изменения в Закон «О туристской деятельности», согласно которым отменяется лицензирование турагентской деятельности. Как свидетельствует опыт других стран, казахстанскому рынку понадобится новый инструмент для учета турагентов. Для этих целей создается Единый республиканский реестр турагентов Казахстана.
Реестр турагентов создается Казахстанской туристской ассоциацией (КТА) – авторитетной отраслевой организацией, что изначально увеличивает внимание к этому проекту средств массовой информации и потребителей. На наши вопросы отвечает директор КТА Рашида Шайкенова.
– Рашида Рашидовна, как вы позиционируете данный проект?
– Этот ресурс станет навигатором, с помощью которого можно в любом городе или регионе Казахстана найти проверенное турагентство, специализирующееся именно на том направлении или виде отдыха, который нужен туристу. В основе проекта «Единый республиканский реестр турагентов Казахстана» – электронная база данных, представляющая собой список предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих турагентскую деятельность в соответствии с Законом РК «О туристской деятельности». В числе участников реестра только действующие предприятия, заинтересованные в продвижении своих услуг. К создаваемому реестру будут иметь свободный доступ туроператоры, туристы и все заинтересованные стороны.
– Участие в реестре добровольное?
– Да. Каждый субъект предпринимательской деятельности, относящий себя к сфере оказания турагентских услуг, вправе зарегистрироваться в реестре, получить регистрационный номер и свидетельство о регистрации. Разрешительной функции свидетельство не выполняет, и в этом его отличие от лицензии – иными словами, никто не может привлечь вас к ответственности за отсутствие регистрации в добровольном реестре. Между тем свидетельство о регистрации может применяться как доказательство принадлежности к туристской отрасли в любых правоотношениях. Например, в суде, когда требуется подтвердить статус турагента в споре с потребителем, при участии в государственном тендере на оказание туристских услуг, в публичной рекламе, в договорах с туроператорами и иными участниками туристского рынка.
– В каком виде будет существовать реестр?
– В электронном. Между тем подтверждением будет печатный вариант свидетельства, которое необходимо для физического оформления документа, подтверждающего принадлежность к рынку турагентов. Кроме того, свидетельство также фиксирует факт проверки всех указанных в нем сведений о компании – для его оформления их необходимо подтвердить документально.
Содержащиеся в реестре турагентов сведения будут уточняться не реже двух раз в год. Но поскольку внесение сведений в реестр выполняет важную рекламную функцию, агентствам самим выгодно поддерживать актуальность своей информации.
– Несут ли ответственность организаторы Реестра турагентов, если агентство оказалось недобросовестным?
– Данные реестр, так же как и любой другой учетный реестр, содержит информацию об участниках, но не является гарантом их добросовестности. Реестр выполняет иную функцию – актуализацию достоверной информации о предприятиях, работающих на турагентском рынке, обеспечение его прозрачности. Ответственность за противоправные действия того или иного субъекта рынка несут владельцы и руководители этих предприятий. Но в случае возникновения правового конфликта, по мотивированному запросу компетентных органов, КТА может предоставить справку о предприятии.
– Имеет ли реестр государственную поддержку?
– Создание реестра одобрено Министерством индустрии и новых технологий РК, Союзом «Атамекен», Форумом предпринимателей Казахстана и др. Безусловно, как первый шаг к саморегулированию туристской отрасли, Единый республиканский реестр турагентов Казахстана и в дальнейшем будет поддерживаться государственными структурами.
Порядок ведения реестра
Казахстанская туристская ассоциация (КТА) предоставляет услугу по формированию и ведению Единого республиканского реестра турагентов Казахстана, регулирует порядок предоставления документов для формирования и ведения Единого республиканского реестра турагентов Казахстана, а также согласно заявлению руководителя турагентства вносит изменения в реестр и предоставляет сведения о турагенте, зарегистрированном в реестре.
1) КТА осуществляет:
Внесение в реестр сведений о юридическом лице, осуществляющем турагентскую деятельность.
Внесение изменений в сведения о турагенте, содержащиеся в реестре.
Отказ во внесении в реестр сведений о юридическом лице.
Исключение из реестра сведений о турагенте.
Представление сведений о турагенте, содержащихся в реестре.
2) Турагентскую деятельность вправе осуществлять только зарегистрированные на территории Республики Казахстан юридические и физические лица, имеющие действительный договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ГПО), сведения о которых внесены в Единый республиканский реестр турагентов (статья 15 п. 1 Закона РК «О туристской деятельности» от 15 июля 2011 г.).
В качестве заявителей могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели.
3) Для внесения сведений о турагенте в Единый республиканский реестр заявитель представляет в КТА следующие документы:
1. Письменное заявление о внесении сведений о турагенте в реестр, удостоверенное подписью руководителя турагентства.
2. Копию документа о государственной регистрации юридического лица; копию свидетельства индивидуального предпринимателя.
3. Копию договора об обязательном страховании ответственности (ГПО) турагента.
4. Копию приказа о назначении на должность и подтверждающего полномочия руководителя юридического лица (для подтверждения сведений о полномочиях руководителя юридического лица).
5. Копию удостоверения личности руководителя юридического лица. Если руководителем является иностранный гражданин, – нотариально заверенную копию перевода паспорта на русский язык, копию разрешения на работу (для подтверждения сведений о руководителе юридического лица).
6. Квитанцию об уплате регистрационного взноса (в размере для членов КТА – 4,5 МРП, с филиалами – 5 МРП, для не членов КТА – 7 МРП, с филиалами – 7,8 МРП).
7. Квитанцию об уплате за получение свидетельства о регистрации в реестре (для членов КТА – 500 тенге, для не членов КТА – 1000 тенге).
4) КТА не позднее пяти рабочих дней со дня поступления заявления турагента с приложением всех необходимых документов проводит их правовую экспертизу, а также осуществляет проверку достоверности сведений, предоставленных турагентом, после чего принимается решение о внесении сведений о турагенте в Единый республиканский реестр турагентов Казахстана либо об отказе во внесении в реестр таких сведений.
5) Основания для отказа во внесении сведений о турагенте в Единый реестр турагента:
- если в процессе рассмотрения заявления выявлено представление недостоверных сведений либо несоответствие договора страхования ГПО, установленным законодательством РК, информация об отказе во внесении сведений о такой организации в реестр турагентов размещается на сайте КТА в соответствующем подразделе раздела «Информация о внесении сведений, изменении, исключении и отказе».
6) Основания для исключения сведений о турагенте из Единого республиканского реестра турагентов:
ликвидация турагента – со дня, следующего за днем, когда КТА стало известно о том, что турагент находится в процессе ликвидации;
прекращение деятельности турагента в результате его реорганизации;
в случае недобросовестной деятельности турагента (обман потребителей и т.д.);
представление недостоверных сведений о турагенте;
отсутствие у турагента договора ГПО;
отсутствие уплаты регистрационного взноса.
Решение об исключении сведений о турагенте из Реестра оформляется соответствующим актом КТА, который размещается на сайте КТА: www.kaztour-association.com.
7) Порядок подачи документов в связи с изменением сведений о турагенте.
Если у турагента произошли следующие изменения:
изменение наименования и/ или адреса (места нахождения): заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, новые адресные данные;
изменение сведений об учредителях (участниках): заявление; выписка из протокола общего собрания учредителей (участников) или решение единственного учредителя);
изменение сведений о руководителе: заявление, копия удостоверения руководителя, приказ о назначении на должность;
информация о структурных подразделениях (филиалах), осуществляющих турагентскую деятельность: заявление, информационная справка об адресах (местах нахождения) и почтовых адресах структурных подразделений юридического лица, осуществляющих турагентскую деятельность.
Документы, подтверждающие достоверность этих изменений, представляются в оригиналах.
После внесения изменений сведений в реестр КТА принимает решение о выдаче свидетельства о внесении изменений в сведения о турагенте в реестре.
Процедура подачи заявления на размещение в едином республиканском реестре турагентов Казахстана
Этап 1
Регистрация агента на сайте КТА: www.kaztour-association.com. Агент заходит на сайт и заполняет регистрационную форму, заполняет реквизиты. При этом производится проверка вносимых данных. После сохранения первичных данных на e-mail агента отправляется логин, пароль и URL для входа в личный кабинет.
Этап 2
Завершение регистрации агентом в личном кабинете. Агент входит, используя полученный аккаунт и URL (ссылка на личный кабинет агента), в кабинет и загружает электронные копии требуемых документов, а также, при необходимости, изменяет реквизиты. Личный кабинет снабжен журналом, который записывает все происходящие действия агентом.
Этап 3
Подача электронной заявки в КТА на рассмотрение. После того как загружены все необходимые документы, становится доступной кнопка подачи заявки на рассмотрение. Агент нажимает эту кнопку. Блокируется возможность изменения реквизитов и загрузки или удаления документов. На e-mail КТА приходит письмо-запрос на рассмотрение. На e-mail агента приходит письмо с прикрепленным документом: подтверждение о принятии заявки в формате PDF.
Этап 4
Рассмотрение заявки в КТА. Сотрудник КТА осуществляет правовую экспертизу электронных копий документов и реквизитов поданной заявки агентом. После чего принимает решение (одно из следующих):
а) «навсегда заблокировать» (исключительная ситуация), требуется ввести текст причины. Агент получает письмо и более не может войти под своим аккаунтом в кабинет, а также никогда не появится в реестре;
б) «отклонить на доработку по причине неправильных документов» (промежуточная ситуация), требуется ввести текст причины. Агент получает на e-mail письмо, в котором указаны замечания, которые необходимо устранить в личном кабинете (добавить или удалить документы-файлы). После этого ему снова доступна кнопка подачи заявки на рассмотрение;
в) «отклонить на доработку по причине неправильных реквизитов» (промежуточная ситуация), требуется ввести текст причины. Агент получает на e-mail, в котором указаны замечания, которые необходимо устранить в личном кабинете (изменить реквизиты). После этого ему снова доступна кнопка подачи заявки на рассмотрение;
г) «подтвердить правильность данных». После принятия советом КТА положительного решения о вступлении агента в реестр, работник КТА в личном кабинете агента под своим аккаунтом распечатывает сертификат и отправляет на e-mail агента сообщение о возможности выдачи сертификата.
Примечание. В случаях б) и в) на e-mail агента приходит письмо с прикрепленным документом: подтверждение о принятии заявки в формате PDF с новой датой, но с тем же номером, а старая объявляется неактуальной. На e-mail КТА уходит повторный запрос на рассмотрение. Отклонения запроса могут происходить бесконечное количество раз.
Этап 5
Оплата счета агентом, пересылка пакета документов (оригиналы) в КТА. В случае варианта г) заявка подтверждена, и КТА вручную отсылает на e-mail агента счет на оплату. Агент оплачивает счет и приносит или отправляет пакет документов, счет об оплате и документ-подтверждение о принятии заявки в электронном виде в офис КТА. Перечень документов на бумажных носителях для передачи в КТА:
подтверждение о принятии электронной заявки;
копию квитанции об оплате;
пакет копий, правоустанавливающих документов, запрошенных КТА.
Этап 6
Выдача сертификата (или пересылка почтой): работник КТА при получении пакета документов сверяет номера бумажных копий документов с электронными копиями, принимает квитанцию об оплате и выдает ранее распечатанный и подписанный сертификат. Также нажимает в личном кабинете агента кнопку внесения агента в реестр.
Таким образом, агент появляется в офисе КТА всего один раз (если это Алматинский офис), либо высылает пакет документов по почте всего один раз.
Исключения могут происходить, если доставленный пакет документов не совпадает с электронной их версией в кабинете (форс-мажор и вина агента). Автоматизировано 90% процесса получения агентом участия в реестре.