О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
Что делается, чтобы сфера туризма обеспечивала высокие поступления в бюджет? Каковы перспективы развития туризма? Как увеличить поток туристов? Эти и многие другие вопросы рассматривали участники совещания, прошедшего в акимате Алматы 3 ноября 2009 года.
Среди участников совещания – руководители госструктур, туристского бизнеса, вузов, представители Казахстанской туристской ассоциации и Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов.
Открывая совещание, аким города Ахметжан Есимов подчеркнул, что превращение Алматы в центр туристской индустрии республики является одной из приоритетных задач. «С этой целью осуществляется комплекс мер, направленных на совершенствование туристской деятельности, продвижение отечественного турпродукта, развитие экскурсионного обслуживания, упорядочения деятельности организаций, занимающихся туризмом», – подчеркнул градоначальник.
Состоянию, проблемам и перспективам развития туризма было посвящено выступление начальника Управления туризма, физической культуры и спорта акимата г. Алматы Хайрболата Хайдарова. Текст данного выступления послужил основой для публикуемого ниже материала. И, несмотря на актуальные проблемы, поднимаемые в материале, иллюстрациями к нему послужили эскизы реконструируемых туристских объектов, позволяющие заглянуть в завтрашний день Алматы, который остается абсолютным лидером среди казахстанских городов по числу приезжающих туристов – более 70% прибывающих в Казахстан зарубежных туристов обязательно посещают этот город.
Гостиницы
В этом году в Алматы введены в эксплуатацию три новые гостиницы Holiday Inn, 4*, Holden Hills, 4* и Rixos, 5*. До конца года войдет в строй гостиница Marriot, 5*. Ведется строительство отеля элит-класса Kempinski Bayterek. Таким образом, за 2009-2010 годы в Алматы будет закрыта ниша гостиниц уровня 4-5 звезд.
Однако на внутреннем туризме наибольшим спросом пользуются дешевые гостевые дома и гостиницы с уровнем услуг в 3*. Следовательно, нам необходимо развивать сегмент дешевых гостиниц и одновременно значительно снижать цены в существующих и реально не отвечающих заявленному уровню сервиса гостиницах.
Визовая поддержка
Наши фирмы отправляют туристов практически во все страны мира. Но актуальной проблемой выездного туризма остается получение визы. Сегодня казахстанцы отдают предпочтение поездкам в Турцию, Болгарию, Таиланд и Кыргызстан наряду с тем, что там действует безвизовая или упрощенная визовая система. Выезжая же в страны Шенгенской зоны, необходимо собирать массу документов и справок. Представители консульских отделов ссылаются на строгие правила. Отказ работать с туристскими компаниями, личное присутствие заявителя являются очень серьезной проблемой для казахстанского туризма. Экспертами ЮНВТО отмечено, что визовые требования хотя и были облегчены, но процедуры все еще слишком долгие, а стоимость виз – высокая.
Возвращаясь к Кыргызстану, стоит отметить, что недавно утвержден перечень стран, гражданам которых разрешен въезд по туристской визе Кыргызской Республики на территорию Казахстана, а также перечень стран, гражданам которых разрешен въезд по туристской визе Республики Казахстан на территорию Кыргызстана.
Инфраструктура
Не секрет, многие популярные объекты Алматинской области, такие как Тамгалы, Тургеньские водопады, каньон р. Шарын, оз. Иссык, не имеют соответствующей туристской инфраструктуры, хороших дорог, охраняемых паркингов, кемпингов, мотелей. Порой отсутствует самое необходимое: туалеты, электроэнергия, связь с городом. А комфортабельность автобусов, качество дорог и низкий уровень обслуживания сводят на «нет» всё удовольствие от природных красот.
Для удовлетворения потребностей туристов предлагается политика «малых шагов», направленная на формирование системы туристских зон и связанных с ними туристских маршрутов, обеспечивающих полный комплекс услуг в пределах 15-минутной пешеходно-транспортной доступности.
Безопасность
Всем известны факты невыполнения турфирмами своих договорных обязательств. Существуют фирмы, которые вообще не заключают договора на обслуживание, что является грубейшим нарушением Закона о туристской деятельности в Республике Казахстан. Турфирмы не выполняют своих обязанностей и по обязательным видам страхования. Между тем компании обязаны предлагать своим клиентам страхование, в том числе и для внутреннего туризма. А если отдых окажется вдруг неудачным, то полнота всей ответственности ляжет на плечи турфирмы.
Еще один негативный момент, на который хотелось бы обратить внимание. В Алматы действуют фирмы, занимающиеся мошенничеством, так называемые таймшер-компании. Имеют место случаи, когда фирмы открываются только для того, чтобы собрать деньги (как, например, «Мега Интернэйшенл Тур»), а затем исчезнуть. Комитету индустрии туризма Министерства туризма и спорта необходимо лишать такие компании лицензий (напомним: с этого года функции лицензирования турагентов/туроператоров и постлицензионный контроль за деятельностью туристских организации осуществляет Министерство туризма и спорта).
Авиауслуги
Безусловно, ввод в эксплуатацию новой взлетно-посадочной полосы и завершение строительства нового международного терминала в Международном аэропорту Алматы обеспечит предоставление услуг на высоком международном уровне. Ведется работа и по увеличению рейсов и прямых линий со столицами ведущих государств. В этом году открылись прямые регулярные рейсы в Абу-Даби и Каир.
Однако хотелось бы обратить внимание на неудобное расписание международных рейсов и неравномерные нагрузки на службы аэропорта, а также необходимость улучшения качества обслуживания туристов, сокращение времени прохождения пограничных формальностей, получения багажа, обеспечение иностранных авиакомпаний информационным материалом на языках этих стран.
Экскурсионное обслуживание
Одной из проблем, сдерживающих развитие туризма, является отсутствие в городе специализированных организаций по экскурсионному обслуживанию туристов. И, как следствие, отсутствие четкого, целостного процесса профессиональной подготовки экскурсионных кадров. Большой проблемой стало отсутствие достаточного количества высококвалифицированных экскурсоводов, владеющих иностранными языками.
Необходимо создать в Алматы городское коммунальное предприятие (экскурсионное бюро) по подготовке и повышению квалификации туристско-экскурсионных кадров, в частности, экскурсоводов, гидов, гидов-переводчиков. Через данное бюро будет организовываться экскурсионное обслуживание практически всех туристов, прибывающих в регион, а также жителей города.