РЕКЛАМА ТУРИСТСКИХ ОБЪЕКТОВ
В статье рассматриваются актуальность, цель, задачи определения эффективных форм и содержания рекламы основных туристских объектов на казахстанском участке Великого шелкового пути (ВШП). Указанная тема исследований актуализировалась в связи с рекомендациями восемнадцатой сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО) от 8 октября 2009 г. по Великому шелковому пути. Целью проводимого исследования является интенсификация туристской деятельности на основных объектах казахстанского участка ВШП.
Актуальность исследования
В настоящее время мировая экономика вошла в самый сложный после второй мировой войны кризис. Туризм сопротивляется кризису активнее других секторов экономики, но (по данным ЮНВТО), за исключением Африки, во всех регионах наблюдается спад в прибытиях. Экономический кризис поразил развитые экономики, которые являются главными направляющими туристских потоков. Этот негативный процесс быстро перешёл на туристские рынки других стран, в том числе на внутренний и внешний рынок Республики Казахстан. При этом, по прогнозам ЮНВТО, доходы от въездного туризма сократятся значительно больше, чем от внутреннего, т.к. туристы в кризис не будут стремиться к зарубежным поездкам, а предпочтут отдыхать в своей стране.
В этот сложный для туристского бизнеса период ЮНВТО разработала программу, призванную помочь национальным туристским администрациям преодолеть трудности с минимальным ущербом. В числе прочих мероприятий программы есть и относящиеся к рекламно-информационным, а именно: 1) создание ресурса информации об исследовании рынка в режиме он-лайн; 2) создание базы данных о национальных мерах стимулирования сектора туризма; 3) пропаганда туризма как основного двигателя в создании рабочих мест и восстановлении экономики.
Работа, проводимая нами, относится к третьей группе мероприятий плана ЮНВТО, коммерческая реклама в туристском бизнесе – это не что иное, как пропаганда туристских объектов, знакомство с которыми полезно и важно для потребителя. А так как реклама является стержневым элементом всего комплекса маркетинга, то таким образом мы реализуем также второй и третий пункты плана.
Учитывая неразвитость туристской инфраструктуры и ограниченность материальных и финансовых средств, необходимо выбрать те туристские объекты, реклама которых обеспечила бы максимальное увеличение туристского потока в Республику Казахстан. Глобальным туристским объектом на территории нашей страны является основная и боковые нитки казахстанского участка Великого шелкового пути (ВШП). Следует отметить, что ещё Самаркандская (1994 г.), Хивинская (1994 г.), Бухарская (2002 г.) декларации ВТО способствовали подготовке информационно-пропагандистских материалов о ВШП.
В рамках восемнадцатой сессии Генеральной ассамблеи ЮНВТО 8 октября 2009 г. в г. Астане прошло заседание по ВШП, которое отметило, что первым приоритетом является возобновление усилий по популяризации туристских маршрутов по Шелковому пути на основных направляющих рынках (выпуск специальных изданий, использование Интернета); странам, расположенным на ВШП, и представителям частного сектора рекомендуется представлять сведения о связях с Бюро по развитию туризма по Шелковому пути в Самарканде и распространять информацию о достопримечательностях и туристских продуктах Шелкового пути.
Целью проводимого нами исследования является интенсификация туристской деятельности с основными объектами на казахстанском участке ВШП.
Для достижения поставленной цели нами решались следующие исследовательские задачи:
- определить признаки основных туристских объектов ВШП, рекламирование которых интенсифицирует туристскую деятельность;
- дать рекомендации по выбору форм и содержания рекламных мероприятий.
Сбор значимой для туристов информации об объектах казахстанского участка ВШП в Казахской академии спорта и туризма осуществлялся и в прежние годы. Но в настоящее время, когда в 2008 г. в структуре КазАСТ был создан Научно-исследовательский институт туризма (НИИТ), это направление работы стало одним из приоритетных.
К настоящему времени сотрудниками НИИТ уже составлены общие характеристики основных туристских объектов на участке ВШП, проходившем по территории современной Алматинской области. При этом в начале проведения исследований для составления указанных характеристик следовало определить, какие именно туристские объекты ВШП (в пределах Алматинской области) можно считать основными или второстепенными.
Ответ на этот вопрос важен потому, что уже в обозримом будущем возможно создание выставленного на рынок туристского маршрута по всей длине основной нитки Великого шелкового пути. Учитывая визовые требования большинства стран ВШП, такой тур по времени не может превышать четырех недель. Следовательно, на каждом отдельном участке ВШП туристы будут иметь возможность осмотреть только основные туристско-рекреационные объекты. С этих позиций к основным следует отнести объекты, которые имеют следующие характеристики:
а) достаточно точно установленные специалистами временные рамки их возникновения и развития;
б) родовые, племенные, народные или национальные признаки;
в) признаки высокого уровня влияния на развитие экономики и культуры отдельного региона и мира в целом.
Примером такого памятника может служить захоронение в Иссыкском кургане сакского вождя, названного «Золотым человеком». Архелогами установлено, что памятник относятся к 5-4 веку до н.э.
Иссыкская находка – это компактная историческая коллекция, состоящая из предметов ювелирного искусства (свыше 4 тыс. золотых изделий), памятника письменности (надпись на серебряной чаше), предметов вооружения и быта, остатков одежды, головного убора и обуви. В Иссыкском кургане свыше 200 золотых изделий были выполнены в «зверином стиле». Великолепные бляхи с изображением крылатых барсов, оленей, лошадей, львиных и тигриных голов, скульптуры архара и крылатых коней.
Большинство ювелирных изделий (изготовлены из золота техникой литья, штамповки, тиснения и гравировки в стиле скульптуры, барельефа и плоскостных силуэтных изображений) поражают реалистичностью и экспрессивностью образов, высокой техникой исполнения вызывают восхищение мастерством ювелира. Комплекс научной информации, полученный при анализе находок, доказывает высокий уровень социально-экономического развития, культуры и искусства в обществах древних кочевников Казахстана. Вклад их в мировую цивилизацию был бесспорным.
Данные, полученные при исследовании захоронения «Золотого человека», имеют все три указанных нами характеристики. Датировка памятника дает возможность опровергнуть мнение некоторых специалистов, что ВШП начал функционировать во II-III веке н.э. Это произошло значительно раньше. Надпись на серебряном сосуде, найденном в погребении, не расшифрована до сих пор, т.к. она выполнена буквами, не совпадающими ни с одним из известных алфавитов /1/.
К основным объектам казахстанского участка ВШП по указанным признакам следует отнести и Бес-Шатыр. Археологический памятник Бес Шатыр – это комплекс более чем из трёх десятков курганов, протянувшихся на два километра с севера на юг и на километр с запада на восток. Впервые бесшатырские курганы были изучены археологами в 1957 году, но из 18 могильников, раскопанных тогда учеными, впоследствии все были разграблены.
Сами курганы поражают своей архитектурно-строительной формой и строгостью менгиров. Диаметр самого большого из могильников – 104 метра, высота – 17 метров. Ученые подсчитали, что для его возведения было использовано свыше 50 тысяч кубометров земли, камня и щебня. Интересной особенностью этих курганов были подземные катакомбы, выбитые в плотном щебнистом грунте. Они составляли целый лабиринт, из которого только один ход вёл к деревянной усыпальнице. Самый большой курган представляет собой усыпальницу сложной конструкции: коридор, преддверная постройка и погребальная камера, стены которой были возведении из брёвен тянь-шаньской ели, возложенных друг на друга в 16 рядов. По мнению учёных, лес заготавливался в 200-250 километрах от сакских царей – в отрогах Заилийского Алатау. Бревна транспортировали на волокушах (их нашли в одном из курганов) к реке Или, затем плотами переправляли на правобережье, а оттуда доставляли в долину Бес-Шатыр /2/.
Оба указанных памятника объединяет не только общность происхождения и мировая уникальность. На месте каждого из них постепенно создаются историко-этнографические музеи под открытым небом, в которых будет сосредоточен большой объем рекламной информации об указанных памятниках. Ориентировочно работы будут закончены через два года, но уже сейчас необходимо системное рекламирование этих объектов. Формы такой рекламы могут быть различными, но наибольший эффект, по нашему мнению, могут дать: авторские календари с красочными фотографиями курганов, «Золотого человека», серебряной чаши, сооружениями музеев (такой календарь можно использовать в течение 4-5 лет, если в его верхней части приклеивать кварцевые часы); плакаты для оформления помещений туристских организаций; Интернет-ресурсы.
Структурно-содержательный анализ всех собранных материалов о казахстанском участке ВШП позволяет сделать следующие выводы.
Из всего содержания информации о сакских курганах на территории Алматинской области в календарях, плакатах, Интернет-ресурсах и др. рекламных формах целесообразно использовать следующие сегменты:
– всему комплексу находок в кургане «Золотого человека» нет прямых аналогов в мире – эти находки уникальны в глобальном масштабе;
– высокая техника исполнения ювелирных изделий из золота восхищает даже современных мастеров;
– сакская письменность не совпадает ни с одним из известных алфавитов, она абсолютно оригинальна и самодостаточна.
Саки имели высочайший уровень строительной культуры и технологий, курганы, построенные 2,5 тыс. лет назад, сохранили не только внешнюю оболочку, но и погребальные камеры из тянь-шаньской ели.
Оба памятника, сооруженных на основной нитке ВШП, позволяют опровергнуть постулат норманнской теории о том, что культурное развитие человечества шло с запада на восток.
Вся перечисленная информация через видеоряд может быть использована как в отдельных видеороликах, так и в передачах специализированного туристского телеканала. На указанных рекламных средствах вполне уместен жесткий слоган одной из американских турфирм – «Покрой землю, пока она не покрыла тебя». Для выбора наиболее эффективных рекламных средств необходимо выявить, что именно побуждает человека к выбору того или иного тура или экскурсии.