14 Января 2010 14:26

Стратегия подготовки туристских кадров

В Республике Казахстан до 2030 года

Е.С. Никитинский, советник министра туризма и спорта РК, доцент, кандидат наук

К методологическим основам стратегии относится принцип, гласящий, что практика есть не только критерий истины, но и исходный пункт познания.
К теоретическим основам следует отнести два принципа:
а) эффективность работы учебных заведений сферы туризма и сервиса определяется по количественным и качественным характеристикам выпускников, работающих по специальности;
б) основное содержание подготовки туристского персонала определяется их соответствием международной практике – индустрии гостеприимства /1/ и содержанием туристско-рекреационных ресурсов (ТРР), на которых он работает или будет работать.
Глобальные вызовы туризму как мировому социально-экономическому явлению
1По подсчетам экспертов, 18 октября 2012 года родится семимиллиардный житель земли. К 2045 году ожидается, что число жителей на планете достигнет 9 млрд. человек.
2Капитализм – система, построенная на необратимой эксплуатации биосферы, ископаемых и природных ресурсов, поэтому на мир надвигается глобальное потепление, глобальный кризис ресурсов, начиная с минералов (кислорода) и заканчивая водой.
3В 1989 году в Восточной Европе, включая Европейскую часть бывшего СССР, за чертой бедности проживало 14 млн. человек. В 1996 г. количество бедного населения достигло 168 миллионов. При этом умирают в основном мужчины репродуктивного возраста – от 20 до 50 лет. Это означает, что население стран СНГ будет сокращаться, зато в США население достигнет 440 млн. человек /2/.

Факторы мирового туризма, влияющие на подготовку туристских кадров
За период с 2008 по 2009 год уровень международного туризма уменьшился на 8%. Причиной послужил мировой финансово-экономический кризис, снижение доходов населения, нестабильность валют группы «А», пандемия гриппа Н1N1. Однако, несмотря на последствия экономического кризиса, в отдельных регионах мира, и в частности, в Азии, наблюдается устойчивая тенденция роста числа туристов. Эксперты прогнозируют динамику роста до 2020 года. Поэтому у Казахстана также появились реальные перспективы увеличения объема международных прибытий и развития туристского бизнеса, а значит, и спроса на подготовку туристских кадров.
Решение проблем развития туристской инфраструктуры, сохранности биоразнообразия и экологического равновесия, достоверной информированности о культурном и историческом наследии страны, владения современными интернет-технологиями бронирования и электронных продаж (гостиничных номеров и авиабилетов), формирования туров и продвижения туристских услуг требуют от современных специалистов туризма глубоких знаний и специальной профессиональной подготовки. Все вышесказанное должно найти отражение в образовательных программах средних специальных и высших учебных заведений Казахстана, трансформироваться в содержание и методики подготовки туристских кадров.
Западные эксперты, в частности, лектор по ресторанному и отельному менеджменту университета Северной Аризоны (США) Армандо Трухие, считают, что природные ландшафты Казахстана очень похожи на ландшафты других регионов планеты. А вот местная культура, национальные обряды и традиции действительно уникальны. Особенно интересны церемонии во время весеннего праздника Наурыз. Однако А. Трухие никогда не сталкивался с рекламой туристских возможностей Казахстана в США.
Отечественные специалисты должны обеспечить продвижение национального туристского продукта в международном сообществе, объяснять всему миру, что такое Казахстан и почему туристам стоит посетить эту страну /3/.
Для совершенствования туристской индустрии РК в целом и подготовки туристских кадров в частности может быть эффективно использован опыт стран, по своим природным характеристикам схожим с нашей республикой. Таким, например, является штат Аризона в США. Только в Южной Аризоне в туристской отрасли занято 40 тыс. человек, а общий доход от туристского бизнеса составляет 2,5 млрд. долларов в год. Из них 137 млн. поступает в казну государства в качестве налогов.
В этом штате активно применяются водосберегающие технологии, в ресторанном бизнесе используются в основном местные продукты, чтобы не везти их на большие расстояния. Что само по себе сокращает объем выхлопных транспортных газов и общие затраты на производство. В этих же целях используются источники солнечной энергии, а официальный сайт города Тусона имеет две версии: на английском языке – для жителей Северной Америки, Европы и Азии и на испанском – для потенциальных туристов из Латинской Америки.
Многие туристы пользуются принципом «Одна поездка – несколько стран». Этот опыт мог бы быть полезным и для Казахстана. Туристам, приезжающим в Алматы, хочется не только познакомиться с достопримечательностями Казахстана, но и побывать в соседних странах – на озере Иссык-Куль (Киргизия), в городах Самарканде, Бухаре (Узбекистан). Поэтому необходимо обучать туристские кадры технологии формирования (совместно с коллегами из стран посещения) комплексных программ и трансграничных туров, выпускать совместные рекламные материалы (буклеты, рекламные ролики), использовать возможности интернета, а также вести общую имиджевую и маркетинговую стратегию. Это экономит средства на рекламу и удешевляет общие затраты на производство турпродукта, повышая его конкурентоспособность на международном туристском рынке /4/.
Концепция туризма РК называет приоритетами государства развитие международного въездного и внутреннего туризма. Поэтому в содержании образовательных программ для подготовки в учебных заведениях страны квалифицированных специалистов прежде всего должна быть поставлена задача обучения студентов формам и методам организации приоритетных видов туризма. Их информированности об основных показателях туристской деятельности: численности международных прибытий от въездного туризма и количестве граждан РК, воспользовавшихся туристскими услугами внутри страны и за рубежом, распределения посетителей по целям поездки и сведений по обслуживанию нерезидентов РК по странам, объему транспортных, торговых, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных услуг в сфере туризма /5/, доходов, от туристкой деятельности, работы культурно-просветительных учреждений (театров, кинотеатров, музеев), спортивных сооружений, национальных природных парков, заповедников и особо охраняемых природных территорий.
Для научно-обоснованного планирования подготовки туристских кадров необходимо использовать следующую статистическую информацию: основные показатели развития человеческих ресурсов в сфере туризма; заработную плату работников сферы туризма по формам собственности; отдельно – показатели подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для сферы туризма /6/.

 

Кроме того, для планирования подготовки туристских кадров необходимы данные о численности работников сферы туризма; количестве обслуженных посетителей (отдельно туристскими организациями, объектами размещения, санаторно-курортными учреждениями, особо охраняемыми природными территориями); количестве туристских фирм; соотношении показателей международного въездного и выездного туризма; индексе потребительских цен и тарифов на товары и услуги.
Для определения территориальной дислокации учебных заведений, количества и содержания специализаций необходимо знать численность обслуженных посетителей туристскими фирмами и другими организациями сферы туризма по областям и целям их поездок, число человеко-дней пребывания посетителей в регионах.
В целях оптимальной содержательности учебных программ при формировании страноведческих дисциплин необходимо знать те государства, откуда формируется туристский поток в нашу страну, и те страны, куда идут основные туристские потоки казахстанских туристов. Исходными данными в определении количественных и качественных показателей при подготовке туристских кадров должны быть данные о количестве посетителей малыми, средними и крупными предприятиями сферы туризма (отдельно туристскими фирмами и средствами размещения). При этом содержание подготовки кадров должно определяться функциональными обязанностями персонала тех предприятий, которые имеют максимальную экономическую и социальную эффективность. Содержание подготовки менеджеров туризма непременно должно отражать особенности туристской деятельности индивидуальных предпринимателей. Этот вывод сделан на основании анализа статистических данных и в связи с тем, что из всех посетителей, обслуженных данной категорией предпринимателей, большинство клиентов имели своей целью досуг, рекреацию и отдых. Так, в 2008 году из 27 117 всех обслуженных посетителей число туристов составило 16 601 человек /7/.
Природоведческая подготовка туристского персонала (по территориальности дислокации учебных заведений) зависит от количественных и качественных показателей работы национальных природных парков, состояния растительного и животного мира, памятников природы, особо охраняемых территорий Республики Казахстан.
Основные сегменты стратегии подготовки туристских кадров
1 Проводить системное изучение рынка труда в сфере туризма и сервиса всеми заинтересованными организациями на базе научно-исследовательского института туризма Казахской академии спорта и туризма для получения следующих результатов:
а) реальной потребности предприятий туризма и сервиса в специалистах с начальным, средним и высшим профессиональным образованием с распределением по конкретным должностям;
б) соответствия номенклатуры специальностей (и должностей), входящих в классификатор с номенклатурой, востребованной на туристском рынке;
в) составления перечня «типичных (основных) требований работодателей» к конкретным должностям современных специалистов сферы туризма и сервиса.
2Разработка государственных стандартов начального, среднего и высшего профессионального образования по специальностям «туризм», «социально-куль­тур­ный сервис», «гостиничный бизнес» на принципах преемственности (каждого из трех звеньев) и его непрерывности; устранения дублирования в содержании учебного процесса; определения оптимальных сроков обучения для каждого профессионального, образовательного уровня.
3Государственный стандарт высшего образования по каждой из перечисленных специальностей целесообразно составить так, чтобы содержание начального и среднего профессионального образования входило в первый этап обучения в вузе. А абитуриенты, получившие твердые знания начального и среднего профессионального образования, поступив в профильный вуз, имели сокращенный срок обучения при условии не менее двух лет работы по специальности после получения начального или среднего профессионального образования.
Например, если для получения начального образования установлен срок один год, то после его окончания абитуриент обучается в ссузе два года, а в вузе – три года (после одного года работы по специальности). Если для обучения в ссузе (после окончания средней общеобразовательной школы) установлен трехлетний срок, то такой абитуриент обучается в ссузе один год, а в вузе – до получения академической степени бакалавра.
Подготовка туристских кадров в магистратуре и докторантуре осуществляется без сокращения сроков:
а) производственная магистратура – 1 год;
б) научно-педагогическая – 2 года;
в) докторантура – 2 года.
4Установить правило:
а) в структуре профильной академии иметь не менее двух научно-исследовательских институтов, работающих по проблемам туризма и сервиса;
б) в университетах, имеющих профильные специальности, – один научно-исследовательский институт с соответствующим профилем деятельности.
5В связи с образованием Единого таможенного союза привести (по согласованию) ГОСО Республики Казахстан по специальностям «туризм и сервис» в соответствие с ГОСО Российской Федерации и Республики Беларусь. Именно это требование будет способствовать свободному перемещению товаров, рабочей силы и услуг сферы туризма и сервиса в пределах России, Казахстана и Беларуси.
6Все учебные заведения начального, среднего и высшего профессионального туристского образования должны иметь не региональные, а государственные лицензии на деятельность в сфере образования.
7Ввести для абитуриентов, поступающих в вузы на туристско-сервисные специальности, кроме показателей ЕНТ тесты на профессиональную пригодность, такие совокупность психофизиологических качеств человека, необходимых для достижения общественно-приемлемой эффективности работы в сфере туризма и сервиса.
8В ГОСО туристско-сервисных специальностей увеличить учебное время на ознакомительную, производственную и преддипломную практику, т.к. развитие человеческих ресурсов в мировой туристской индустрии чаще осуществляется на практике во время основной, профессиональной деятельности.
9Разработать научно-обоснованную систему профессионального воспитания будущих специалистов со следующими качествами, востребованными на рынке труда для сферы туризма и сервиса: энергичность, коммуникабельность, организованность и готовность проявить высокие организаторские способности, общительность, ответственность, аккуратность, исполнительность, пунктуальность, доброжелательность, дисциплинированность, инициативность, аналитические способности, умение работать в команде, умение убеждать и вести переговоры.
За основу расчета и определения потребности в подготовке туристских кадров высшей специальной квалификации принята следующая формула:
Npb = (Nk • ik) : Та • (1 + 0,04Та) + ΔNс (1 + 0,04ik), где:
Npb – требуемое количество специалистов с высшим образованием на конец пятилетнего периода;
Nk – количество специалистов с высшим образованием в базовый период. Данный показатель складывается из минимального количества (двух) специалистов с высшим образованием в туристской фирме для получения лицензии на занятие туристкой деятельностью. Этот показатель умножается на количество туристских фирм (1,163 турфирмы). Таким образом, требуемое количество специалистов с высшим образованием в 2008 году составит: 1,163 x 2 = 2,326 чел.;
Та – срок активного использования специалистов;
ΔNс – увеличение числа специалистов с учетом текучести кадров и расширения объема слуг;
0,04 – коэффициент среднегодовой естественной убыли;
ik – длительность прогнозируемого периода в годах.
Для проведения расчетов использовались следующие исходные данные официальной статистики:
1) Nk – 14 505 чел.;
2) сменяемость – 18,4%;
3) учет сокращения штатов в связи с кризисом, повышением интенсивности труда действующих сотрудников, овладением вторыми специальностями и профессиями;
4) учет увеличения объемов представления туристско-экскурсионных услуг на каждого действующего работника сферы туризма
Npb = (14 505 • 5) : 35 • (1 + 0,04 • 35) + 2610 • (1 + 0,04 • 5) = 8102,4.
Если эту цифру разделить на пять лет, то ежегодная потребность в подготовке кадров с высшим туристским образованием составит: 8102,4 : 5 = 1620 человек.
В целях совершенствования непрерывной системы подготовки туристских кадров необходимо оптимизировать число вузов, готовящих специалистов по туризму и сервису до 16-20 (по числу регионов страны), количество ссузов увеличить до 40. Во-первых, в связи с тем, что основной дефицит приходится на специалистов среднего звена. Во-вторых, для того чтобы устранить диспропорцию в количестве вузов (47) и ссузов. Исходя из рациональных позиций подготовки и обеспеченности кадров в туристской отрасли, численность ссузов должна вдвое превосходить количество вузов. В профессионально-технических училищах необходимо втрое увеличить количество специалистов в обслуживающей сфере туризма и сервиса по соотношению с количеством студентов в вузах. Это восстановит основание «пирамиды» в системе непрерывной подготовки туристских кадров. 

    Тэги:

    Нет комментариев. Будьте первым

      Оставьте комментарий

      Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

      Подписка на рассылки

      Хочешь всегда быть в курсе событий мира путешествий, подпишитесь на наши новости