Вспомогательный счет туризма
эффективный инструмент измерения, экономики туриндустрии
Как известно, туризм определяется ЮНВТО как деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями, не связанными с деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. За прошедшую четверть века этот вид деятельности стал важным социально-экономическим фактором. В недалёком прошлом анализ всей туристской деятельности в Казахстане сводился к характеристике посетителей, целей – посещений, описанию условий поездок и пребывания в стране, и в лучшем случае – дохода от деятельности туристских организаций и платёжному балансу по статье поездки...
Все осознавали тот факт, что до настоящего времени туристская отрасль страдала от недостатка авторитетности в связи с отсутствием адекватного макроэкономического измерения своего подлинного веса. Мировая индустрия туризма ощущала необходимость общего аналитического языка, который включал бы в себя, но при этом превосходил достижения в области статистики после 1991 года, и который смог обеспечить сопоставимость и агрегацию данных на международном уровне. Методологическая структура вспомогательного счета туризма, принятая в 1999 году на Конференции в Ницце, представляла собой именно тот (отсутствовавший ранее) – необходимый инструмент. Данная методологическая структура ВСТ могла одновременно служить ориентиром для принятия стратегических решений, удовлетворять потребность в знаниях и обеспечивать признание, в котором так нуждалась мировая туристская индустрия. Национальные туристские администрации стран понимали, что по мере того, как ВСТ будет повсеместно внедряться в практику, станет осознанным экономическое значение сектора. Следовательно, то же признание будет относиться к руководителям сферы туризма соответствующих стран, а также ко всем представителям, избранным от туристских территорий, и тем лицам, которые на уровне предприятий и профессиональных ассоциаций отвечали за туристскую сферу.
Официальное признание пришло в марте 2000 года, когда Статистическая комиссия ООН утвердила выводы и рекомендации методологической структуры ВСТ, принятой в Ницце. К соответствующему предложению в ООН, которое совместно подали ЮНВТО, ОЭСР и ЕВРОСТАТ, присоединились такие организации, как МОТ и Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC), а впоследствии – Международный валютный фонд и Всемирная торговая организация. Признание методологической структуры ВСТ со стороны ООН стало отправной точкой в этой важной работе. После успешного проведения конференций в Ванкувере (Канада, 2000 г.) и в Игуазу (Аргентина-Бразилия, 2005 г.), предстояло ещё многое сделать для того, чтобы вспомогательный счет туризма превратился из теории в практику, из концепции – в инструмент. Расширению и углублению сферы применения ВСТ способствовал практический семинар по построению ВСТ в 2008 году в Вене (Австрия) и значимое мероприятие ЮНВТО – Пятая Международная конференция по статистике туризма на острове Бали (Индонезия) в 2009 году.
Таким образом, в последние годы отмечалось растущее понимание значения экономического воздействия туризма, вследствие чего некоторые страны и международные организации приступили к разработке соответствующих механизмов его измерения. С помощью ЮНВТО его стали применять 75 стран, включая и Казахстан. В настоящее время со стороны государства отмечается повышенный интерес к воздействию, которое туризм оказывает или может оказывать прямо или опосредованно на экономику страны в плане создания прибавочной стоимости, увеличения занятости, получения прибыли частными лицами, государством и т.д. В частности, изменился характер спроса на информацию о туризме как в государственном, так и частном секторах. Помимо количественных данных о туристских потоках, числе прибытий и ночевок, а также описания условий пребывания и обслуживания, для мониторинга и прогнозирования развития туристского рынка, теперь необходима обширная информация и надежные показатели, подтверждающие достоверность измерений экономического воздействия туризма.
Подобная информация должна соответствовать следующим критериям:
1Данные должны иметь статистический характер и получаться на регулярной основе, т.е. не только в результате единовременной оценки, но и постоянного статистического процесса, сочетающего базовые оценки с более гибким применением показателей с целью повышения эффективности полученных результатов.
2Полученные оценки должны опираться на надежные статистические источники, учитывающие как посетителей, так и поставщиков услуг, и, по возможности, использующие независимые методики.
3Данные должны быть сопоставимы в разные временные периоды в рамках одной страны, между странами, а также быть сопоставимыми с данными по другим отраслям экономики.
4Информация должна быть последовательной, данные должны быть представлены в макроэкономическом формате, признанном на международном уровне.
Информация должна охватывать нижеследующие аспекты:
• Анализ спроса, обусловленного различными формами туризма (внутри сектора, через другие сектора или в отношении других секторов), который классифицируется в соответствии с характеристиками посетителей или целями их визита, а также в соответствии с требуемыми продуктами и услугами.
• Воздействие соответствующего предложения на основные
макроэкономические переменные рассматриваемой страны; производственная деятельность и взаимосвязь между видами деятельности, на основе которых проводится анализ воздействия.
• Описание видов занятости и профессий, способов капиталообразования и нефинансовых инвестиций.
• Импорт и экспорт, их воздействие на платежный баланс.
• Воздействие на доходы государства, формирование личных доходов или прибыли предприятий.
К продуктам и услугам, потребляемым посетителями, относятся в основном транспорт, средства размещения, продукты питания и развлечения, которые в широком смысле могут рассматриваться как составляющие элементы. В зависимости от туристского направления, цели визита, личных характеристик каждого посетителя, они могут (значительно) различаться по типу, качеству и количеству. При исследовании туризма следует учитывать все вышеназванные элементы на регулярной и систематической основе. Несмотря на то, что туризм по природе является фактором спроса, с экономической точки зрения необходимо рассмотреть взаимозависимость спроса и предложения и то, каким образом возникающее предложение воздействует на основные макроэкономические переменные в рамках рассматриваемой страны.
В контексте макроэкономического анализа взаимозависимость спроса и предложения лучше всего рассматривать в рамках общей структуры Национальных Счетов и, в частности, в рамках таблиц предложения и потребления. Система Национальных Счетов, принятая в 1993 г. (СНС), включает концепции, определения, классификации, правила отчетности, счета и таблицы, обеспечивающие универсальную и комплексную структуру, предназначенную для оценки производства, потребления, капитальных вложений, прибыли, акций и потоков финансовых и нефинансовых активов, а также других экономических переменных.
В рамках данной структуры может быть произведен анализ специфического спроса одновременно с учетом предложения требуемых продуктов и услуг на рынке. Однако потребление в сфере туризма не ограничивается набором заранее определенных товаров и услуг, производимых определенным кругом предприятий. Специфика туризма состоит не столько в ассортименте потребления, сколько в том, что потребитель оказывается во временной среде обитания: он оказывается вне своей обычной среды и путешествует или посещает места с целью занятия деятельностью, не оплачиваемой из источника в посещаемом месте, что отличает его от любого другого потребителя.
СНС предлагает использование Вспомогательного счета в туризме в качестве приложения к Системе Национальных Счетов, в большей или меньшей степени соответствующего ее базовым принципам, определениям и классификациям. Базовая структура Вспомогательного счета в туризме (ВСТ) опирается на баланс, существующий в экономическом секторе между спросом на туристские продукты и их предложением. Смысл разработки ВСТ состоит в детальном анализе всех аспектов спроса на продукты и услуги, относящихся к туристскому сектору, в определении их влияния на предложение соответствующих продуктов и услуг в экономике, а также в выявлении их взаимодействия с другими видами экономической деятельности.
Спрос, порождаемый туризмом, включает самые разнообразные товары и услуги, среди которых основными являются транспорт, средства размещения и общественное питание. Некоторые из перечисленных услуг, такие как размещение во втором доме с целью туризма (жилища, используемые для отдыха) или транспортировка на частном автотранспорте, могут предоставляться в значительном объеме за свой счет. Несмотря на то, что СНС признает предоставление средств размещения за свой счет в пределах производственных границ, это не распространяется на транспортные услуги, предоставляемые в домашнем хозяйстве для удовлетворения собственных нужд, и такие услуги однозначно выходят за рамки производственных границ.
Разработка функционально-ориентированных ВСТ может привести к расширению производственных границ, принятых в СНС, к изменению принципов классификации сделок и участников сделок, а возможно, и тех и других. Однако при разработке ВСТ было принято решение сосредоточить усилия в данный период на изменении классификации в рамках производственных границ СНС с целью создания совокупных систем измерения для туризма, сопоставимых с другими совокупными системами измерения, входящими в концептуальную структуру СНС. В результате этого страны, где предоставление транспортных услуг за свой счет образует важную составляющую внутреннего туристского потребления, получили возможность учитывать данные услуги, однако при этом они имеют возможность включать или исключать данные услуги в целях статистической сопоставимости данных по туризму на международном уровне.
Рекомендации по методологической структуре ВСТ: представляют собой базовую систему концепций, классификаций, определений, таблиц и совокупных показателей, с точки зрения функциональной перспективы связанных со стандартными таблицами СНС. Данная система была разработана с целью измерения экономического воздействия туризма на национальную экономику на ежегодной основе.
Данные рекомендации можно рассматривать как первый шаг на пути методологической разработки нового статистического инструмента, оперативный характер которого является производным от системы Национальных Счетов. Его постепенное внедрение странами находится в непосредственной зависимости от прогресса по выполнению решений СНС-93. По прошествии времени и накоплении опыта возникнет необходимость в обновлении и расширении отдельных рекомендаций, входящих в данный документ.
Поправки могут касаться новых трактовок предлагаемой классификации туристских продуктов и видов деятельности, новых параметров экономической деятельности в сфере туризма, новых областей применения (национальные туристские показатели, анализ платежного баланса, анализ на региональном уровне) или специальных разделов (занятость, государственные доходы).
Рамки данных рекомендаций ограничиваются несколькими областями, отражая всего лишь итоги обширной дискуссии экспертов по туристской статистике.
В завершенном виде ВСТ будет включать:
• Совокупные макроэкономические показатели, позволяющие определить объем и экономические параметры туризма, как, например, туристская добавленная стоимость и туристский ВВП, сопоставимые с аналогичными совокупными показателями для экономики в целом, а также для других интересующих видов производственной деятельности.
• Подробные данные о туристском потреблении и соответствующем предложении на внутреннем рынке и рынке импорта, введенные в таблицы, составленные на основе базовых таблиц общего предложения и спроса Национальных Счетов как в текущих, так и постоянных ценах.
• Подробные производственные счета туристской индустрии, включающие данные о занятости, взаимосвязи с другими видами производственной экономической деятельности и капиталообразовании.
• Базовую информацию, необходимую для разработки моделей экономического воздействия туризма (на национальном уровне и в глобальном масштабе), для подготовки анализа туристского рынка и т.д.
• Взаимосвязь между экономическими данными и немонетарной информацией по туризму, как, например, число поездок, продолжительность пребывания, цели поездок, виды транспорта и т.д.
Представленный в данном исследовании ВСТ необходимо рассматривать с двух позиций:
1В качестве нового статистического инструмента, включающего концепции, определения, совокупные показатели, классификации и таблицы, совместимые с основными международными категориями национальных счетов и позволяющего проводить сравнительный анализ регионов, стран или групп стран, а также сравнивать полученные данные с другими признанными в мире совокупными макроэкономическими показателями и сводками.
2В качестве основы, позволяющей странам разработать собственную систему туристской статистики с целью разработки ВСТ, который можно рассматривать как продукт синтеза такой системы.
Наконец следует отметить, что данные рекомендации не накладывают на страны каких-либо обязательств по разработке ВСТ. Скорее их следует воспринимать как важный шаг в совместной деятельности по дальнейшей разработке международной системы туристской статистики. Многие проблемы являются достаточно сложными и требуют дальнейшего обсуждения. Не вызывает сомнений тот факт, что разработка странами ВСТ будет способствовать дальнейшей выработке стандартов и поможет государствам осознать преимущества создания Вспомогательных счетов для туризма.
Поскольку виды данной деятельности многообразны и оказывают влияние на многие факторы, исследование «туризма» может проводиться с разных позиций, например, с точки зрения воздействия на окружающую среду, местную культуру, природу или инфраструктуру. ВСТ в первую очередь нацелен на изучение воздействия туризма на предложение и спрос товаров и услуг, на общий уровень экономической деятельности и факторы занятости. Отправным пунктом экономического анализа является оценка деятельности посетителей с точки зрения потребления в его широком понимании как центра экономики туризма. Затем следуют другие составляющие, дополняющие общий обзор.
Поскольку туризм определяется как деятельность «лиц», первый шаг исследования состоит в четком определении этих лиц. Затем могут быть представлены другие составляющие туристского спроса.
Посетители. «Лица», рассматриваемые в контексте туризма, определяются термином «посетители». К ним относится «любое лицо, которое путешествует и осуществляет пребывание в местах, находящихся за пределами его обычной среды, в течение периода, не превышающего 12 месяцев подряд, с целями, не связанными с занятием деятельностью, оплачиваемой из источника в стране посещения».
Значительное число или даже большинство видов экономической деятельности в сфере туризма в стране осуществляется во время путешествия посетителей по данной стране. Однако ВСТ включает также потребительскую деятельность потенциальных посетителей, планирующих поездку (например, покупку кемпингового оборудования или туристскую страховку), и деятельность посетителей после возвращения домой (например, проявление фотопленки, отснятой во время путешествия). Жилища, предоставляемые для отдыха, или другие второстепенные средства размещения даже в отсутствие посетителей могут быть источником экономической деятельности, представляющей интерес для ВСТ.
С учетом вышеназванных концепций был разработан ряд определений для туризма, которые нашли свое отражение в ВСТ. К ним относятся следующие концепции:
Проезд между домом и работой, согласно определению ООН/ВТО, классифицируется как поездки, но не как туристская деятельность.
2Если человек покидает место своего проживания с целью изменения постоянного местожительства, он не может рассматриваться как посетитель нового места даже в том случае, если срок его пребывания в этом месте не превышает одного года. Данное новое место становится частью его постоянной среды.
3В случае если пребывание человека в определенном месте превышает один год, это место рассматривается как часть его/ее постоянной среды. В итоге он не считается посетителем в данном месте, несмотря на то, что он может не быть резидентом с экономической или юридической точки зрения.
Посетители подразделяются на два разряда: туристы, пребывание которых составляет одну и более ночей, и однодневные посетители, пребывание которых не включает ночевку. Как правило, большинство однодневных посетителей – это внутренние посетители, однако также существуют и международные однодневные посетители. Для некоторых стран потребление, обусловленное однодневными посетителями, может составлять значительную долю туристского потребления.
Транзитные посетители имеют ряд специфических черт, характерных как для международных, так и внутренних посетителей, как для однодневных посетителей, так и для туристов. К транзитным посетителям относятся те, кто не возвращается немедленно в страну происхождения, но делает остановку в данной местности или стране по пути к местам следования. К данной категории относятся собственно транзитные пассажиры, которые остаются в транзитной зоне и с точки зрения таможенной администрации не пересекают границу страны (как правило, к ним относятся пассажиры авиалиний), а также посетители, пересекающие данную местность или территорию страны по пути к местам следования (к ним можно отнести посетителей, путешествующих на автотранспорте или по железной дороге). Обычно транзитные посетители относятся к однодневным посетителям, но в отдельных случаях транзитные посетители, делающие в стране остановку на ночь, могут играть достаточно важную роль. Анализ потока транзитных посетителей или некоторых их категорий может представлять определенный интерес с точки зрения измерения их численности и экономического эффекта.
Цель поездки. Большинство людей склонны использовать термин «турист» для характеристики лиц, путешествующих с целью досуга, рекреации и отдыха. Однако определение посетителей и туристов, используемое в ВСТ, значительно шире и включает всех лиц, путешествующих с любыми целями, за исключением «занятия деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте». Данное определение опирается на концепцию обычной среды как места обычного проживания или работы. Соответственно, бизнесмен или коммерсант может попадать или не попадать в категорию туриста в зависимости от источника оплаты и характера его деятельности.
Классификация туристов и однодневных посетителей может производиться в соответствии с основной целью их поездки по следующим категориям:
• досуг, рекреация и отдых;
• посещение знакомых и родственников;
• деловые и профессиональные цели;
• лечение;
• религия, паломничество;
• прочие цели.
Классификация посетителей. По своему желанию страны могут использовать более узкую классификацию туристов, используя дополнительные характеристики посетителей и поездок.
Можно рассмотреть две подкатегории посетителей:
• международные посетители, страна проживания которых отличается от посещаемой страны;
• международные посетители также включают граждан собственной страны, постоянно проживающих за границей, которые могут составлять важный сегмент рынка, имеющего специфические характеристики;
• внутренние посетители, страна проживания которых совпадает с посещаемой страной;
• они могут включать граждан собственной страны и иностранных граждан.
Следует отметить, что поскольку местожительство посетителя может не совпадать с его обычной средой, не все международные путешественники, пересекающие географическую границу страны, рассматриваются как посетители. Здесь имеются в виду военнослужащие на действительной службе, приписанные к военной базе в стране, не являющейся страной их постоянного проживания, дипломаты и сопровождающие их лица. Посольство или консульство любой страны считается физическим и юридическим анклавом своей страны, независимо от места своего расположения. Соответственно, когда дипломат, члены его семьи или дипломатический персонал прибывают в страну, где размещается дипломатическая служба, они считаются международными посетителями, при этом на территории страны своего происхождения они рассматриваются в качестве резидентов. Такие различия необходимы для последовательного анализа деятельности посетителей в рамках туристской статистики и Системы Национальных Счетов.