11 Января 2010 14:21

Джувара – город солнца

Если обратиться к этимологии слова «янгикента», то это означает «новый город». Логично предположить, что был и «старый город», по отношению к которому появился Янгикент. Как известно из письменных источников, недалеко от Янгикента находился город Хувара (Джувара, Хора). Если локализация Янгикента не вызывает сомнения, то вопрос об отождествлении Хувары не решается однозначно. Сейчас есть мнение, что этот город соответствует одному из найденных неподалеку от Жанкента городищ Куюк-Кескенкале либо Куюккале, но скорее первому. Это остатки крупного города со сложной топографией и большим количеством подъемного материала, который позволяет определить время его жизни с I до XII века нашей эры.

К. М. БАЙПАКОВ, директор Института археологии им. А. Х. Маргулана, доктор наук, профессор, академик НАН РК


Город Хора под названием Хаврана впервые упоминается в последней четверти IV века у Амиана Марцеллина, он находился на Нижней Сырдарье вместе с городами Аспабота и Спага. Эти сведения приводит известный тюрколог Ю.А. Зуев и связывает город с народом юеджи.
Городище Куюк-Кескенкала – самое крупное из обследованных городищ, расположено на южном берегу ныне сухого протока древней дельты. Городище имеет неправильную в плане форму. Оно окружено стеной, превратившейся в вал высотой около 2-х метров. В северо-восточном углу его находится бугор цитадели размерами 210 x 210 метров, поднимающийся на 3 метра над общим уровнем городища. Цитадель застроена хорошо прослеживаемыми в плане постройками. Стены их сложены из квадратного сырцового кирпича различного размера (от 28 х 28 до 40 х 40 см, преобладающий размер – 33 х 33 и 35 х 35 см). Цитадель разделена улицей шириной около 3-х метров. От нее в разных направлениях и под разными углами отходят кривые переулки, делящие всю площадь цитадели на неправильной формы и разного размера постройки.
С.П. Толстов утверждал, что городища в болотистой дельте Сырдарьи, которые он назвал «болотными», существовали со времен античности, по меньшей мере, с начала нашей эры до Х-ХII столетий.
На городище найдены невысокие усеченно-конической формы кружки с прикрепленной к краю и поднимающейся над ним петлеобразной ручкой. Встречены и цилиндрические кружки, покрытые густым ярко-красным ангобом и лощением. Большинство кружек часто тонкостенные, с густым красным, красно-коричневым, иногда с черным ангобом и лощением, с простым отогнутым, лишь чуть утонченным краем венчиком, который является продолжением горловины и отделен от тулова резким уступом. Овальные или подтреугольные в сечении ручки, как правило, имеют выступ в верхней части. Эти кружки полностью повторяют формы, характерные для позднего этапа джетыасарской культуры Приаралья.
В керамическом комплексе встречаются также фрагменты дастарханов диаметром до 35 сантиметров. Часть из них без орнамента, у других – пальцевые вдавления по внутренней стороне края и налепной валик с защипами по нижней части наружной стороны его. Аналогичные глиняные столики были широко распространены в Семиречье на городищах Чуйской долины в VIII-IX веках, в районах Западного Каратау и Отрара на Средней Сырдарье в это же время.
Довольно многочисленные крышки, изготовленные грубой ручной лепкой. Все они округло-конические (встречен лишь один экземпляр плоской крышки), у них простой край, изредка выделенный венчик диаметром от 13-15 до 35 сантиметров (крупнее встречаются реже). Большая часть таких крышек снабжена округлым выступом-упором. Все крышки покрыты темно-серым, сероватым, реже коричневатым ангобом. Найдена одна крышка с шишечкой наверху, с отогнутым краем и четырьмя симметрично расположенными выступами по краю.
Абсолютное большинство крышек по внутренней и внешней сторонам покрыто богатым резным растительным, а иногда и геометрическим орнаментом.
Необходимо отметить также своеобразные курильницы или светильники, встреченные на городище Кескен-Куюккала и Куюккала.
Курильницы орнаментированы насечками и вдавлениями, сделанными концом палочки до обжига. Подобные светильники на высоком поддоне с резервуаром-чашечкой наверху иногда на трех ножках, украшенные прорезным геометрическим елочным орнаментом на ножке, или же светильники в виде чашечки на трех низких ножках неоднократно встречались в слоях VI-VIII веков городища в Семиречье. Вообще же светильники на высокой цилиндрической, реже конической ножке встречались в Ташкентском оазисе, на Средней Сырдарье, в Согде с середины I тысячелетия до VIII века нашей эры.
Отличительным признаком в керамике являются семиреченские элементы, четко выявившиеся и на памятниках джетыасарского урочища последнего этапа, но представленные на Кескен-Куюккале более ярко и разнообразно. Возможно, прорезной елочный и растительный орнамент на кескен-куюккалинских сосудах явился результатом синтеза местной джетыасарской традиции и семиреченского влияния.
В этот же период развиваются и тесные связи низовьев Сырдарьи с Афригидским Хорезмом.
На городище Куюк-Кескенкала были собраны тюргешские, танские, хорезмские, бухархудатские монеты; бляшки, наконечники и пряжки поясных наборов импортного производства, что свидетельствует о международных связях города.
Раскопки на городище пока выявили два слоя: верхний, датированных Х-ХII вв и слой VII-IX вв. Верхний слой разрушен – размыт и раздут. Во втором слое вскрыты помещения больших многокомнатных домов, разделенных улицами. Перекрытия помещений плоские, опирались на четыре колонны, от которых сохранились сложенные из сырцового кирпича базы. Самой примечательной находкой стала гемма с женским портретом. Ее вырезал, судя по всему, искусный мастер: видны мельчайшие детали лица, прически, одежды.
Гемма аналогична найденной в Хуваре и хранится в Британском музее. Различие между ними лишь в том, что одна из женщин держит в руке цветок. По мнению исследователей, на гемме изображена реальная женщина, либо женское божество. Вырезанную полукругом в верхней части геммы надпись В.А. Лившиц и А. Колесников перевели так: «Бильбиг – дочь Вахрана». Эта фраза дала археологам богатую пищу для размышлений. В частности, есть предположение, что гемма принадлежала дочери знатного человека, возможно, царя.
Интересно, что с древнеиранского имя девушки переводится «как исповедующая веру». Гемма датируется IV-V веками нашей эры.
Уже после первых двух сезонов исследования городища получены материалы, которые, безусловно, впишут новую страницу в историю Казахстана. 

    Тэги:

    Нет комментариев. Будьте первым

      Оставьте комментарий

      Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

      Подписка на рассылки

      Хочешь всегда быть в курсе событий мира путешествий, подпишитесь на наши новости