02 Января 2011 00:00

Эволюция оформления и дизайна туристских карт: от морских раковин и свитков до компьютерных изображений

Туристские карты – это особый вид картографических произведений, обладающих рядом специфических свойств оформления и дизайна, целью которого является обеспечить рекламность и художественность отображаемых объектов и явлений туризма, отразить в общей композиции специфику и привлекательность территории, используя различные изобразительные приемы.

Именно при разработке этих картографических произведений проявляется безграничная изобретательность дизайна, нестандартность композиционных решений при компоновке материала на туристских картах. Несмотря на многообразие композиционных построений и дизайнерских решений, туристские карты имеют общий набор элементов художественного оформления. Такими элементами являются художественные шрифты для названий карт, стилизованные изображения, перспективные рисунки, пейзажные зарисовки, цветные фотопанорамы, фотографии, космические снимки, текстовые пояснения. [1].
Но так было не всегда. Процесс эволюции оформления туристских карт длился не одно столетие, он продолжается и сейчас, причем его отличительной особенностью является прямая связь с техническим прогрессом. Условные обозначения на туристских картах, как и сами карты, прошли длительный путь развития. Изображения местных предметов на древних картах носили картинный характер, каждый предмет передавался рисунком, понятным без каких-либо пояснений.
Однако оригинальные не рисованные морские карты, дошедшие до наших дней, еще раньше создавали жители Маршалловых островов и Полинезии для использования их в плаваниях между островами архипелага. Тонкие палочки (аналог линиям) показывали направление морских течений и наиболее удобные пути перемещений между островами, обозначенными раковинами или камешками (аналог внемасштабного значка). Вся конструкция соединялась нитями из пальмовых волокон (рис. 1).
Очень интересным являлось приспособление римских дорожных карт IV в., которое также дошло до наших дней. Дорожная карта, известная под названием Пейтингеровой таблицы, имела вид свитка длиной около 7 м при ширине 1/3 м. Изображение на карте было сжато с севера на юг, и пользование свернутой в рулон картой было удобно в пути. На ней был показан весь известный в то время мир – от Британских островов на западе до устья реки Ганг на востоке, омываемый с юга и севера океаном, а именно: города, укрепления, стоянки римских легионов, дорожная сеть, реки, озера, горы и леса. Для населенных пунктов использовались перспективные картинные условные знаки. Изломы на дорогах обозначали положение станций, расстояния между которыми подписывались вдоль дорог. Вытянутыми узкими полосами показаны Черное, Средиземное и другие моря, реки и дороги следуют в продольном направлении. На карте нет проекции и картографической сетки, долгот и широт (рис. 2). Такие изображения различных местных предметов, морей, рек, дорог характерны для большинства древних карт [2].
Многие картографические изображения западноевропейских и ряда российских городов XVI-XIX вв. (Новгорода, Пскова, Киева и др.) имели уже более высокую художественную культуру исполнения, сохраняли точность в изображении архитектурных особенностей сооружений. Все карты в те времена были рукописными, условные знаки не были столь формализованы, как на современных туристских картах, и легко читались без пояснительных надписей. Если посмотреть на карты-иконы монастырей, обителей, пещер, иконописные изображения старинных российских городов XVI-XVII вв., выполненных в классической и планово-ортогональной манере изображения, то можно отметить принципиальное сходство показа данных объектов на древних и современных туристских картах (рис. 3-а, 3-б).
Одним из наиболее древних планов городов России является изображение Москвы, впервые опубликованное в 1663 году в одном из атласов нидерландского картоиздательства. На карте Кремля, представляющей собой перспективное изображение, ориентированное на запад, показаны Москва-река и Неглина-река, 32 объекта внутри кремлевских стен обозначены цифрами и пояснены в легенде (рис. 3-а). Этот принцип пояснения сохраняется до сих пор.
Панорамным методом в картинной форме были выполнены многие карты российских городов. Это «План столичного города Санкт-Петербурга» (1753 г.) с видами наиболее примечательных мест столицы, в число которых входит Петропавловская крепость. Интересен план г. Пятигорска (Северный Кавказ) 1856 года (масштаб 1 : 8400), который был издан в цвете, а рельеф впервые в российской картографии был показан горизонталями, которые и сейчас широко используются на туристских картах. Это также карты Бухарского ханства и двух городов – Бухары и Самарканда. Например, на плане г. Самарканда с окрестностями в масштабе 1 : 42 000, изданном в России с помощью буквенных условных обозначений, а именно это представляет для нас интерес, раскрыты названия городских ворот, главных внутригородских объектов, приведены сведения о формах рельефа, материале построек, положении участков пашни, виноградников, фруктовых садов. В центре города обозначено медресе Улугбека (сооружение 1434 г.), где впоследствии была обнаружена одна из самых древних астрономических обсерваторий [3].
Примером карт, которые охватывали огромные территории и отображали крупные населенные пункты, дороги и реки, может служить фрагмент одного из чертежей конца XVIII века: «Чертеж тушованый разными красками водяному пути от Астрахани до Китайского государства» (рис. 4). На чертеже изображена обширная территория от низовьев Волги до верховьев рек Сырдарьи и Амударьи. На обобщенную гидрографическую сеть нанесены условные значки городов, каждый из которых отличается своей индивидуальностью, а также мелкие объекты (колодцы, кочевья), имеющие большое значение для данной местности. И все это значит, что во все времена картографы стремились преодолеть такие недостатки значка-символа, как абстрактность и безликость, и сделать его реальным изображением объекта.

Таким образом, в результате передачи вида окружающего мира на старинных картах сформировался способ картинного показа местности, а в соответствии с характером распространения отображаемых явлений и объектов выделились три основные группы условных знаков, а именно внемасштабные (значковые), линейные и площадные.

Появление планов некоторых городов и курортов в середине XIX века позволяет нам говорить о дальнейшем развитии оформления туристских карт. Расцвет туристской рекламной, описательной и картографической продукции пришелся на этап активного развития туризма в начале 50-х годов ХХ века в Европе, Северной Америке и других странах.

В 60-70-е годы в СССР появились туристские карты с привлекательным художественным оформлением по принципу пейзажной живописи на перспективной основе. Рельеф, лесные массивы, а также населенные пункты и дорожная сеть показывались с использованием художественных приемов. А от картографов прежде всего требовались художественные способности. Туристские карты того периода были очень наглядны в плане отображения ландшафтов территории, но при этом карты не отличались точностью основы и имели многочисленные искажения (рис. 5-а). Данные приемы перспективной пейзажной живописи вновь стали широко использоваться с конца 90-х годов с началом применения компьютерных технологий и воможностью создавать трехмерные изображения (рис. 5-б).

В 70-80-е годы основной продукцией картографических фабрик в СССР для туристов стали упрощенные обзорные и маршрутные туристские схемы. На них показывались основные достопримечательности, объекты и предприятия обслуживания туристов, дорожная сеть, населенные пункты, гидрографические объекты, леса, иногда рельеф. Многие схемы дополнялись схематическими планами городов. Основные достопримечательности и различные объекты туристской инфраструктуры имели вид суммарного значка в виде ленты с комплексными условными значками для каждого города. Достаточно скучный дизайн, плохая полиграфия, почти полное отсутствие интересных художественных образов стало общей тенденцией оформления карт того времени. Обращает на себя внимание резкое изменение картографического способа отображения горного рельефа. Он выполнен в упрощенной панорамной рисованной форме (рис. 6-а). Следует отметить, что к этому времени была разработана единая для советских карт унифицированная система условных знаков для туристских карт (рис. 6-б) [4].

 Переломным моментом в оформлении и дизайне туристских карт стало широкое использование компьютерных технологий – на Западе раньше, у нас – позже, с середины 90-х годов.

Туристские планы городов стали одними из первых карт, к которым стали применяться методы компьютерной картографии. Их классическая структура и дизайн сильно не изменились. Современные планы городов, как и раньше, сопровождаются подробной легендой и указателями улиц, площадей и достопримечательностей. На классических планах традиционно показаны жилые кварталы и дома, улицы, транспортные коммуникации и мосты, различные объекты, в том числе интересные для туристов (рис. 7-а, 7-б).

Современные планы городов могут быть оформлены в двух вариантах – классической и панорамной форме. Перспективные рисунки находят широкое применение на туристских картах и в настоящее время. Почти на всех современных электронных туристских картах можно встретить картинное изображение архитектурных сооружений, памятников природы и культуры, населенных пунктов, горных и лесных массивов. Особенно выигрывают в изобразительном отношении планы городов или туристские карты, если на них характерные объекты, здания или исторические памятники показаны рисунками, напоминающими их внешний вид, хотя при этом они теряют в точности.
Обязательным атрибутом любой туристской карты в настоящее время являются художественная обложка, лицевая и оборотная стороны карты, а также возможность ее складывания. Туристские карты благодаря современному дизайну и оформлению стали своеобразной визитной карточной страны, важным рекламным материалом, образно и ярко рассказывающем о возможностях рекреации и туризма в той или иной стране [5].

Таким образом, накопленный опыт оформления туристских карт позволяет констатировать, что в настоящее время, несмотря на внедрение компьютерных технологий, на туристских картах применяется картографичекий язык, использующий все те же конструктивные элементы – значки, линии, площади. Но компьютерные технологии позволяют быстро и качественно воспроизводить и новые изобразительные средства, цветовые палитры, обогащать их спектр такими видами обозначений, как мерцающие, движущиеся знаки и т.п. Компьютерное оформление по-прежнему опирается на традиционные теоретические разработки полиграфического воспроизведения карт, которые в настоящее время достаточно легко реализуются на компьютерной технике. Однако и теперь очень многое зависит от художественного вкуса исполнителя, знания принципов проектирования, составления и оформления туристских карт. 

    Тэги:

    Нет комментариев. Будьте первым

      Оставьте комментарий

      Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

      Подписка на рассылки

      Хочешь всегда быть в курсе событий мира путешествий, подпишитесь на наши новости