02 Января 2011 00:00

Урбанизация Жетысу и возраст города Алматы

Алматы, как и все города, многолик и многогранен, исторически многослоен. Это своеобразный аккумулятор истории, свидетель и участник многих выдающихся событий. Переживая эпохи и государства, город возрождался, поднимаясь из развалин и пепла, находился в постоянном процессе обновления.

Ранняя история Алматы, определение статуса города, его месторасположение, возникновение и этапы жизни вызывают неподдельный интерес.
Однако, прежде чем перейти к решению этих вопросов, следует определиться с понятием «город», или что считать городом.
Это не праздный и не простой вопрос. Даже в наше время при выделении городов из числа прочих населенных пунктов допускается ряд условностей. Тем более трудно решить этот вопрос применительно к древним населенным пунктам. Понятие «город» в разное время, в разных обществах имело различное содержание. В одних случаях оно связывалось с укрепленным селением, как, например, в русском; для античного полиса главное – не наличие крепостной стены, а особый политический статус.
На мусульманском Востоке господствовало представление о городе как об административном центре. Возникнув, в конечном счете, в результате роста материальных потребностей, роста производительных сил, преодоления узких рамок натурального хозяйства, город превратился в центр политической, экономической и культурной жизни, каковым он остается и по настоящее время.
Наиболее общая характеристика города определяет его как место концентрации населения, центра производственного и интеллектуального потенциала.
Топографическими признаками городов являются монументальные престижные здания – храмы и дворцы, которые символизируют не только большие возможности городских центров, но и их лидерство в окружающем социальном пространстве. Возникновение городов знаменует наступление этапа урбанизации общества, переход его к более высокой стадии развития.
Предурбанизационный период региона Жетысу-Семиречья связывается с эпохой древних тюрков. В это время здесь возникают многочисленные поселения, жители которых занимались ремеслом, земледелием и скотоводством.
Однако обживание благодатного в природном отношении региона Алматы началось еще в эпоху палеолита – древнего каменного века, 30-35 тыс. лет тому назад. Затем в эпоху бронзы здесь появляются поселения земледельцев и скотоводов, а позднее сакские и усуньские поселения и некрополи – Тузусай, Есентай, Алмарасан, Боролдай. Они существовали с VI в. до н.э. до V в. н.э.
Все это создало базу для расцвета урбанизации в X-XII вв., в эпоху Караханидского государства, которая характеризуется количественным ростом городов, расширением их территории, развитием ремесел и торговли, в том числе и международной – по Шелковому пути.
Международная торговля стимулировала развитие городской жизни, экономики, денежного обращения, коммуникаций, по которым распространяются элитные товары, культурные эталоны и религии. Семиречье становится одним из крупных районов средневековой жизни на Востоке.
Письменные источники сообщают о нескольких крупных городах Семиречья, среди которых Тальхир, Ики-Огуз, Лабан, Каялык, Илибалык. Среди них был Алматы, находившийся на месте нынешнего города Алматы.
А о чем говорят письменные источники? В сочинении государственного деятеля первой половины XVI в. писателя и поэта Захириддина Мухаммеда Бабура есть такие сведения: «Фергана – область в пятом климате, находится на границе возделанных земель; на востоке от нее – Кашгар, на западе – Самарканд, на юге – горы Бадахшанской границы. На севере, хотя раньше были города, подобные Алмалыку, Алматы и Янги, название которого пишут в книге Таразкент, но они разрушены монголами, и там совсем не осталось населенных мест» [1].
О городе Алматы пишет современник Бабура Мухаммед Хайдар Дулати, автор сочинения «Тарих-и Рашиди», называя город Алматы «одним из известнейших мест Могулистана» [2].
И, наконец, неоспоримые данные о жизни города Алматы получены из нумизматических источников. В 1979 г. на территории бывшего Пограничного училища были найдены две серебряные монеты. Остатки надписей на обеих монетах оказались неразборчивыми. Внимание привлекло изображение никогда ранее не встречавшейся тамги. На основании этой находки российским востоковедом и нумизматом из Института востоковедения РАН В.Н. Настичем было высказано предположение о местном, семиреченском происхождении этих монет и о возможном существовании монетного двора в XIII в. на территории современного Алматы.
В 1990 г. еще две монеты с теми же тамгами, но отличающиеся от вышеописанных по оформлению (в частности, тамги на них помещены не рядом, а на разных сторонах монет), попали на определение к В.Н. Настичу. В круговой легенде одной из монет ясно различается название монетного двора и слово единиц в дате: «Чеканен этот дирхем в городе (балад) Алматы в году 1271/72». Слово Алматы выбито без точек и огласовок, но его графика в целом, вкупе со всем вышеизложенным, позволяет уверенно читать его как «Алматы» и видеть в нем наименование города, в XIII в. располагавшегося на месте южной столицы Казахстана и уже тогда носившего имя, как и сегодня, Алматы [3].
Поставить окончательную точку в локализации и определении возраста города Алматы смогли археологи.
Как отмечалось, важный этап обживания территории Алматы связан с эпохой средних веков, когда здесь формируются поселения и города. Большая часть их уничтожена современной застройкой, другие сохранились и исследуются археологами, другие известны по материалам научных отчетов, по случайным находкам и кладам, в том числе и недавнего времени. Об остатках большого города писал известный российский ученый-востоковед В.В. Бартольд в 1894 г., который обследовал развалины вместе с городским архитектором В.П. Гурдэ. На поверхности городища тогда еще сохранялись остатки построек из жженого кирпича, который жители Верного разбирали для своих построек.
В отчетах краеведов первой половины XX столетия В.Д. Городецкого и Б.Н. Дублицкого сохранились описания средневековых городищ на территории большого Алматы – в районе поселка Горный Гигант, на р. Весновке, вблизи санатория «Турксиб». Исследования, которые проводились в 80-90-х гг. археологом Ф.П. Григорьевым, выявили на юге города средневековое поселение Теренкора на правом берегу р. Весновка и по дороге на Ремизовку [4]. На территории Ботанического сада в 1969 г. был случайно обнаружен клад керамики Х-ХII вв. [5].
Однако наибольший интерес представляло городище, расположенное на месте, где сейчас находится Военный институт (бывшее Пограничное училище). Именно здесь при строительных работах находят глиняную посуду, изделия из бронзы и железа, а в 1980 году обнаружены остатки средневековой кузнечной мастерской, а в ней крицы – заготовки железа, набор топоров, а также тигли и остатки кузнечного горна. Мастерская датируется X-XI вв. Именно с этим городищем связаны находки вышеописанных монет.
Таким образом, находки керамики, изготовленной на гончарном круге, продукции развитого кузнечного ремесла, наличие монетного двора – безусловное свидетельство того, что здесь в X-XI вв. находился город. Видимо, уже в это время он назывался Алматы, как позднее было зафиксировано в надписях на найденных здесь монетах.
Алматы в X-XI вв. становится центром политической, экономической и культурной жизни Караханидского, а затем Джагатаидского государств, крупным населенным пунктом, игравшим важную роль в международной торговле по Великому шелковому пути.
Следовательно, опираясь на данные письменных источников, находки монет и археологические материалы, можно заключить, что современный город Алматы сформировался в X-XI вв., и, таким образом, история его насчитывает не менее 1000 лет.
Говоря о возрасте Алматы и определяя его в тысячу лет, а не более, следует подчеркнуть, что имеется в виду не время обживания человеком района Алматы в эпоху бронзы и раннего железа (не 3000, не 2500, не 2000 лет), а время сложения здесь населенного пункта, соответствующего принятым в науке признакам дефиниции города.
Крайне актуальным представляется вопрос и о времени жизни города, дате затухания или прекращения его жизни. Из письменных источников ясно, что это вторая половина XIV – конец XV в. Именно тогда источники сообщают о потере городом его статуса политического центра, его запустении. С этими данными хорошо перекликаются и данные археологии. Доказано, что упадок городов и урбанизации Жетысу приходится на конец XIV в. В это время деградируют города Тальхир, Каялык, Икиогуз.
Причин, которые привели к упадку урбанизации, было несколько: это и ослабление экономических связей Илийской долины с соседними районами, вызванными последствиями монгольского нашествия, междоусобицами в государстве Джагатаидов; сокращением международной торговли по Шелковому пути.
Однако, говоря о кризисе урбанизации, следует подчеркнуть, что оседлая жизнь здесь никогда не прекращалась. Сельские поселения, зимовки полукочевого населения продолжали существовать и играть важную роль в жизни казахов. Показательны сведения людей здесь побывавших и оставивших описания жизни казахов. Следует упомянуть о ссыльном поляке А. Янушкевиче, посетившем в 1846 г. Приджунгарье. В долинах Чинжалы, Егинсу и других, как пишет он, казахское население «возделывает поля при помощи каналов и ирригации, сеет на них просо» [6].
К середине XIX в. вся предгорная полоса Заилийского Алатау была занята оседлыми казахами-земледельцами. Ч.Ч. Валиханов пишет о том, что в районе Тургеня, Иссыка и Талгара до Верного «все пространство, по которому мы ехали, и до подошвы гор были аулы ... около Талгара по долине много курганов, насыпей и казахских пашен ... я ночевал у казахов-земледельцев» [7]. Это подтверждается данными палеэтнографии, С.Ж. Жолдасбаев пишет о многочисленных поселениях и зимовках казахов XVI-XIX вв. [8]. Более того, русские переселенцы заимствовали у местного казахского населения приемы искусственного орошения и систему землепользования.
Интересны в данной связи факты, относящиеся к основанию Верненской крепости.
2 июля 1853 г. отряд майора Перемышльского выступил из Копальского укрепления. Обследовав северные предгорья Алатау и Талгара, командир отряда выбрал место для укрепления, где река Малая Алматинка сбегает с гор и устремляется в степь. В донесении от 8 августа 1853 г. майор Перемышльский сообщал генерал-губернатору Западной Сибири Гасфорду: «Осмотрев первые и вторые Алматы и долину между ними, мы нашли по удобству добывания леса, большому количеству прекрасной, изрезанной арыками хлебопахотной земли, пажитей и сенокосных мест, далеко превосходящими урочища на Иссыке и Талгаре, почему предложили Алматы местом будущего поселения».
Один из документов тех дней свидетельствует о том, что весной 1854 г. русские военные приступили к сооружению Заилийского укрепления, наименованного Верным. Новое укрепление было основано на левом берегу речки Малой Алматинки. В контексте описанных событий важно подчеркнуть, что местное население называло место, где было заложено укрепление, «крепостью города Алматы».
4 февраля 1854 г. на докладе Инженерного департамента Николай I написал: «Согласен укрепление назвать Верным». Эту дату общепринято считать началом новой истории города Верного – Алма-Аты – Алматы [9].
С присоединением Семиречья к России укрепление Верное начало интенсивно строиться, расширяться, и 11 апреля 1867 г. было преобразовано в город, ставший центром обширной Семиреченской области, вошедшей в состав Туркестанского генерал-губернаторства.
Очевидно, что комплексный подход в вопросе определения возраста Алматы и этапов жизни с использованием данных археологии и других смежных наук в рассматриваемом вопросе является наиболее плодотворным. Тем более что подобная методика в науке и практике уже широко используется: были определены даты возникновения Бухары, Самарканда, Ташкента, Казани, Туркестана, Тараза.
Безусловно, изыскания в области изучения Алматы следует активно продолжать и в дальнейшем. Научные выводы необходимо подкреплять новыми фактами, чтобы решить все малоизученные проблемы истории средневекового города Алматы, города Верного. 

    Тэги:

    Нет комментариев. Будьте первым

      Оставьте комментарий

      Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

      Подписка на рассылки

      Хочешь всегда быть в курсе событий мира путешествий, подпишитесь на наши новости