Город Каялык
Тринадцатый век в жизни народов Евразии был веком войн, завоевательных походов, великих сражений. Нашествия монголов привели к созданию огромной евразийской империи, распавшейся затем на многочисленные улусы, а также к гибели могущественных государств в Азии и Восточной Европе. И влиятельные государи, и простой народ были охва¬чены ужасом грядущих бедствий, подогревавшимся всевозможными слухами, в которых реальные сведения переплетались с фантастическими вымыслами.
К.М. Байпаков, директор Института археологии им. А. Х. Маргулана, доктор наук, профессор, академик НАН РК
Известный историк этого времени Мэтью Парижский писал о походе Бату, который вызвал такую панику в Западной Европе, что даже была сорвана традиционная ежегодная торговля сельдью в Англии, потому что купцы боялись плыть к берегам туманного Альбиона из-за страха перед вторжением восточных кочевников.
И даже когда монголы ушли из Европы, страх остался. В дальнейшем желание узнать о планах монголов, а может быть, и склонить их к христианской вере побудило послать дипломатов в далекую Монголию. В апреле 1245 г. в столицу монголов была отправлена миссия Плано Карпини, посла папы Иннокентия IV, которая возвратилась обратно осенью 1247 г. Отчет о путешествии Плано Карпини вызвал интерес, так как в нем содержалось множество сведений о кочевых народах, их обычаях, хозяйстве, жизни, сообщалось о степях и пустынях, реках и озерах, кочевых ордах и городах.
Спустя несколько лет в Монголию снаряжается новое посольство, во главе которого был поставлен энергичный и хорошо образованный монах Гильом Рубрук. Послов отправил французский король Людовик IX, искавший у монголов поддержки в своих крестовых походах против ислама.
Гильом Рубрук начал свое путешествие в мае 1253 г. и вернулся в 1256 г. Он подробно описал свою поездку, книга о ней издавалась много раз. В ней содержится масса всевозможных сведений: это и описание маршрута путешествия, и характеристика встреченных людей, их обычаев и веры, сведения о больших и малых городах. Интересна та часть книги путешественника, где говорится о городах Семиречья – Жетысу, конкретно о городах Приджунгарья, о которых до недавнего времени почти ничего не было известно.
И вот осенью 1253 г. Рубрук достиг предгорий Заилийского Алатау, а затем, через несколько дней, как пишет Рубрук, «мы въехали в горы, на которых живут каракитаи, и нашли там большую реку, через которую нам надлежало переправиться на судне». Речь здесь идет о р. Или.
«Переправившись через реку, – пишет Рубрук, – мы въехали в одну долину, где увидели какой-то разрушенный замок, стены которого были только из глины, и земля там была возделана. После этого мы нашли некий хороший город по имени Эквиус, в котором жили сарацины, говорящие по-персидски, хотя они были очень далеко от Персии. На следующий день, переправившись через те горы, которые составляли отроги больших гор, находившихся к югу, мы въехали на очень красивую равнину, имеющую справа высокие горы, а слева некое море или озеро, тянущееся на 25 дней пути в окружности».
В отрывке из дневника Г. Рубрука назван город Эквиус. Безусловно, Эквиус – это искаженное название города Ики-Огуза, о котором в XI в. писал Махмуд Кашгарский в своем сочинении «Диван лугат ат-тюрк». По мнению исследователей, этот город находился на месте городища Дунгене, расположенного на территории поселка Балпы-би (Кировское) вблизи г. Талдыкоргана на р. Коксу. В результате раскопок удалось установить, что в VII-IX вв. здесь возникло небольшое поселение, жители которого занимались сельским хозяйством и различными ремеслами.
Жизнь в Ики-Огузе (Эквиусе) продолжалась в IX-ХIII вв.
Затем Гильом Рубрук направился далее на северо-восток, в сторону современного Сарканда. Когда Рубрук добрался до долины в Лепсы, он записал: «И эта равнина вся прекрасно орошена стекающими с гор водами, которые все впадают в упомянутое море (имеется в виду оз. Балхаш). На вышеупомянутой равнине находилось много городков, но в большей своей части они были разрушены татарами, желавшими иметь там пастбища. Мы нашли там большой город Кайлак, в котором был базар, и его посещали многие купцы. В нем мы отдыхали 12 дней, ожидая одного секретаря Бату, который должен был быть товарищем нашего проводника в устроении дел при дворе Мангу».
В Кайлаке Рубрук прожил 12 дней и смог выехать лишь в праздник святого Андрея (30 ноября). «Поблизости от Кайлака, – пишет Рубрук, – в трех лье мы увидели поселение, совершенно несторианское. Войдя в церковь их, мы произнесли с радостью, как только могли громко: «Радуйся, Царица!» – так как давно не видели церкви».
Оттуда через три дня посольство добралось до моря, «которое показа¬лось нам столь бурным, как океан». В этом море, «бурном, как океан», нетрудно узнать оз. Алаколь.
Достигнув побережья Алаколя в декабре 1253 г., Рубрук продолжил свое путешествие в Монголию.
Обратимся к городу Кайлаку. Он был известен в источниках XI – начала XIII в. как Каялык – столица карлукских джабгу, самостоятельного владения тюрков-карлуков в каганате караханидов. Рубрук несколько исказил название города.
Остатки этого города были обнаружены археологами на восточной окраине села Антоновка (Койлык), на берегу небольшой речки Ащибулак, в 470 км северо-восточнее г. Алматы.
Площадь, занимаемая городищем, простирается на 1,2 км с юго-запада на юго-восток и на 1 км – с северо-запада на северо-восток.
Описывая город, Рубрук особенно подробно характеризует местные храмы, знакомится со священнослужителями.
Что самое интересное – остатки одного буддийского храма были открыты и раскопаны археологами. Эти исследования проводились по государственной программе «Культурное наследие». Выяснилось, что это была квадратная в плане постройка из сырцового кирпича размером 35 x 35 м. Стены сохранились на высоту до 5 м. Центром его было святилище – квадратная в плане комната, окруженная обходным коридором шириной 2,2-2,8 м. Полы коридоров были вымощены жженым кирпичом.
Кроме буддийского храма открыли на городище остатки соборной мечети.
Рубрук охарактеризовал еще один храм – манихейский, его раскопки проводятся.
Принятие ислама способствовало распространению в государстве караханидов мусульманской культуры и появлению в городах мечетей, мусульманских некрополей и мавзолеев. Среди них минарет Бурана, входивший в комплекс мечети города Баласагуна, мавзолеи Айша-Биби и Бабаджи-Хатун и раскопанные археологами остатки мечети на городище Орнек (средневековый город Касрибас).
Известно, что в числе активных проповедников ислама были ученики и последователи Ходжи Ахмеда Ясави, которые переселялись из Туркестана в города Южного Казахстана и Семиречья. Среди них письменные источники называют город Кайалик (Каялык), где обитал клан таких ходжей. Именно в этом городе в 1281 г. была составлена одна из нескольких рукописей, посвященных родословной туркестанских ходжей.
Сведения письменных источников подтвердились выявлением и исследованием в Каялыке остатков соборной мечети, мавзолеев и ханаки – места обитания дервишей. Недалеко от мечети были открыты остатки мавзолеев XI-XIII вв.
Мечеть была выстроена почти в центре города и до раскопок представляла собой четырехугольное возвышение размером 35 x 30 м. Это была почти квадратная в плане постройка 34 на 28 метров, стены которой толщиной до 2-х м были сложены из прямоугольных сырцовых кирпичей и сохранились на высоту до 1,5-1,6 м. Изнутри стены были обмазаны, а между обмазкой проложены каналы (каны), соединенные с очагами, по которым циркулировали дым и горячий воздух. Так что в холодное время мечеть отапливалась.
Вход в мечеть находится в северо-восточной стене, а напротив, в середине юго-западной стены, был сооружен из жженого кирпича михраб в виде ниши, указывающий направление на священный город Мекку.
Каялыкская мечеть относится к числу архитектурных построек типа «лес колонн» или «столпных». Это значит, что внутри мечети дополнительных несущих стен не было, а деревянно-камышовая кровля опиралась на многочисленные деревянные колонны. Колонны не сохранились, но зато остались каменные базы, на которые они опирались. Всего таких баз насчитывается 54. Размеры мечети, построенной и существовавшей в конце XII-XIII вв., свидетельствуют о том, что она была соборной, то есть главной в городе и, видимо, во всем государстве карлукских джабгу.
Как установили исследования, недалеко от мечети у северо-восточных ворот города находился комплекс мавзолеев, выстроенных в XII – первой половине XIII в. Сохранность их плохая, они были разрушены, видимо, преднамеренно, а затем время завершило их окончательное превращение в руины. Сохранились участки стен, основание угловой колонны из жженого квадратного кирпича и выложенные кирпичом полы, под которыми в одном случае обнаружено четыре погребения: два мужских, женское и детское. Согласно канонам ислама в могилу вместе с погребенными вещи не кладутся, но бывают отступления от правил, и на скелете женщины были найдены два золотых перстня и подвеска из золотых полых внутри шариков.
По обломкам резных плит и кирпичей удалось установить, что фасады-порталы мавзолеев облицовывались резными кирпичами, составляющими пояса, заполненные геометрическим и растительным орнаментом, причем в растительные мотивы были включены арабские надписи. Возможно, что со временем удастся восстановить богатство декора, собрать и прочитать надписи, и тогда можно будет узнать о похороненных здесь людях, возможно, их имена.
Поиски и раскопки христианской церкви еще предстоят, а пока интереснейшие результаты были получены при раскопках застройки Каялыка.
Здесь были вскрыты жилые и хозяйственные постройки, причем жилые отапливались системой подпольных каналов, по которым циркулировал горячий дым и жар из специальной печи. Внутреннее убранство парадных помещений усадеб было украшено резным орнаментом. Найденные китай¬ская керамика, иранский люстр (керамика, покрытая золотисто-коричневой краской, и стекло), среднеазиатская бронза позволяют предположить, что в городе проживали люди, имеющие возможность приобретать дорогие иноземные товары.
Вышеперечисленные факты убедительно доказывают, что в Илийской долине археологами открыт и изучается крупный город IX-XIV вв. – Каялык, бывший важным политическим, экономическим и культурным центром карлуков на трассе Великого шелкового пути. Раскопки здесь продолжаются. А само городище, некоторые из его раскопанных объектов, в том числе мечеть, буддийский храм, восточная баня полностью или частично законсервированных, стали местом посещения туристами, благо прямо через городище проходит международная автомагистраль Казахстан – Китай. И она точно повторяет древнюю трассу Великого шелкового пути.
Посетите средневековый Каялык.