Тайны Ботая
Четверть века назад казахстанские археологи открыли уникальный исторический памятник – поселение Ботай. Как показали раскопки, именно здесь, на территории Центральной Азии, была одомашнена лошадь.
Впоследствии экспертиза подтвердила, что четверть исследованных лошадиных зубов имела следы от удил. Кроме того, археологи нашли на поселении застежки от пут.
Однако Ботай открыл ученым и другую сенсацию: найденные изделия позволяли утверждать, что поселение относится к так называемой промежуточной эпохе – между каменным и бронзовым веками. Кстати, зодчество Ботая – это тоже своего рода открытие. Оказывается, именно древние ботайцы – авторы первых шатровых сооружений. Их жилища, как утверждают археологи, были самыми долговечными – кровлю и накат делали из бревен, а уже потом покрывали дерном.
Впервые данные о поселении Ботай обнародовали в 1983 году, и сразу после этого поселение было взято под охрану Юнеско. Сегодня здесь продолжаются раскопки, ведется реконструкция, и музей поселения пополняется новыми артефактами. На сегодняшний день это более двухсот тысяч древних предметов и около ста тонн костей.
Изучением Ботая вот уже много лет занимается археолог Виктор Федорович Зайберт. Планомерные масштабные исследования Северо-Казахстанской и Кокшетауской археологической экспедиций под его руководством привели к открытию и обоснованию ботайской археологической культуры. Тщательные полевые работы, привлечение специалистов естественных наук для анализа богатейших археологических коллекций сформировали солидную научную базу для теоретических реконструкций различных аспектов экономических, социокультурных процессов первобытности. В этой связи бесспорно значение материалов ботайской археологической культуры в решении проблемы зарождения и складывания производящего типа хозяйства в степном регионе Евразии.
Предлагаем вашему вниманию материал профессора археологии В.Ф. Зайберта, посвященный анализу древней Ботайской культуры.
Ботайская культура
Ботайская археологическая культура занимает лесостепную и степную полосу Урало-Иртышского междуречья. В настоящее время на этой территории известно около 50 археологических объектов эпохи энеолита. В это число входят и терсекские памятники Тургая, исследованные В. Н. Логвиным. Ареал Ботайской культуры включает территорию в пределах Приишимья и Притоболья, район Южного 3ауралья, зону Павлодарского и Усть-Каменогорского левобережья Иртыша, включая, возможно, восточную часть Центрального Казахстана. Общая площадь ровна 680 тыс. кв. км, координаты – 48-530 с.ш. и 58-800 в.д.
На западе исследуемого региона стоянки и поселения концентрируются на притоках реки Урал – Караганке и Утяганке. Коллекции включают орудия и керамику не только ботайского типа, но и суртандинско-кысыкульского. Эта зона и является западной границей Ботайской культуры. На юго-западе граница проходит по р. Урал; реки Иргиз и Тургай оконтуривают южную границу, которая дугой поднимается на северо-восток и соединяется с Усть-Каменогорским Прииртышьем. На северо-западе граница идет примерно от Утяганки через реку Синташта на Карталы-Курган, затем через Петропавловское Приишимье на юго-восток, через Павлодарское Прииртышье до Усть-Каменогорска. Следует отметить, что функционировать выделяемые культуры могли асинхронно, но при наличии определенных культурных или генетических связей.
К сожалению, на сегодняшний день не все районы Урало-Иртышского междуречья изучены достаточно равномерно. В наибольшей степени исследованы Приишимье и Притоболье, в наименьшей – Южное Зауралье и Прииртышье. Однако материалы, полученные в Приишимье, дают основания проецировать некоторые закономерности на близлежащие территории Зауралья и Прииртышья, входящие в единый регион.
В единую территориально экономическую структуру Прииртышья и Притоболья можно включить следующие памятники: в Кокшетауской зоне – круглогодичные долговременные поселения Ботай, Рощинское, Красный Яр, Васильковку, Кенеткуль VIII; в Петропавловском Приишимье – Сергеевку, Баландино; на Тоболе, Убагане, Терсаккане, Тургае и озерах Притоболья – стоянки, изученные В.Н. Логвиным и Т.М. Потемкиной. На левобережье Урала в такую структуру входят поселения на Утяганке (возможно, Суртанды VIII), стоянки турганинского типа восточного Оренбуржья. В восточную Иртышскую структуру входят поселения энеолитического слоя Усть-Нарым, стоянки на оз. Селеты-Тениз, речке Селеты.
Ботайские поселения значительны по площади (5-30 га), имеют мощные культурные слои. Обработка ботайской коллекции показала, что характер кремневой индустрии поселения является логическим продолжением неолитических и особенно позднепалеолитических традиций этого региона. Неолитическая эпоха на территории Северного Казахстана изучена довольно основательно, что позволяет нам фиксировать черты, характерные только для ботайских материалов. Они отражают лишь общую тенденцию в развитии каменной индустрии.
1. В эпоху энеолита окончательно стабилизируется сырье. Для производства орудий используются лишь местные сорта зернистого кварцита светло-красной или светло-коричневой окраски. Кремнистые яшмовидные породы, которые в неолитическую эпоху являлись основными типами сырья, здесь практически отсутствуют полностью.
2. Техника резцового скола, довольно широко распространенная в неолите, фактически теряет свое значение.
3. Дальнейшее развитие получает техника двусторонней обработки – тонкая отжимная ретушь и оббивка, которые применялись при изготовлении наконечников стрел, копий, дротиков. Если в неолите эти приемы использовались главным образом для обработки наконечников, то в энеолите – для некоторых типов ножей, скребел, сверл и т.д.
Хронологически материалы ботайской культуры укладываются в рамках конца IV-III тыс. до н.э. Радиоуглеродные датировки образцов из поселения Ботай суживают эти рамки. Абсолютная дата по костям равна 4340 ± 120 лет от наших дней, по углю – 3530 ± 160 лет.
Историко-культурное значение ботайской культуры
Носителями ботайской культуры, судя по антропологическому типу погребенных, были протоиндоевропейцы. Они жили большими поселениями и имели разнообразное хозяйство. Ядром их хозяйственных систем было коневодство. Кроме того, население занималось охотой, рыболовством, обработкой кости, дерева, камня. Изготавливали кухонную и столовую керамику, украшенную геометрическим резным, текстильным и гребенчатым орнаментом.
Судя по стилизованному изображению колес и животного на одном из фрагментов сосуда, можно предположить о существовании у ботайцев колесного транспорта.
Истоки коневодства мы находим в предыдущей эпохе неолита, когда рыболовы и охотники перешли к более оседлому образу жизни, начали трудиться совместно. Первый этап – приручение лошади – относится именно к этому периоду. Со временем люди научились разводить лошадей и контролировать дикие табуны. Это было вторым этапом одомашнивания лошади.
В конце IV-III тысячелетиях до н.э. климат степей был более влажным, и растительность более богатой. В соответствии с данными палеогеографов и почвоведов, трава достигала двух метров в высоту. В то время здесь обитали миллионы лошадей. Естественно, большинство особей были дикими, и чтобы успешно охотиться на них, человеку необходимо было использовать объезженных лошадей. Это обстоятельство объясняет слабую морфологическую дифференциацию между дикой и домашней лошадью.
Однако данные американского ученого Д. Энтони показывают, что 10% всех изученных зубов ботайских лошадей имеют следы сработанности от костяных и волосяных удил. Есть и другие археологические доказательства доместицированности ботайской лошади.
В период энеолита оформился степной хозяйственно-культурный тип, который сохранялся в течение тысячелетий с некоторыми вариациями. Территория коневодов включала несколько ландшафтных типов: лесостепь, мелкосопочник, долины и степи. Выживаемость населения зависела в основном от организации хозяйственной деятельности в период годичного календарного цикла. Осенью и зимой население собиралось на главных поселениях (типа Ботай). Весной и летом большая часть обитателей базовых поселений двигалась к юго-западу на песчаные почвы, которые раньше освобождались весной от талых вод, и появлялась первая растительность. Там они строили временные жилища, занимались охотой и собирательством, делали заготовки на зиму. В этот период протекали межэтнические контакты. Оставшаяся часть населения на базовом поселении – табунщики, пожилые люди и дети строили и ремонтировали жилища, заготавливали пищу и вещи на зиму.
Поселения формировались на расстоянии 150-200 км друг от друга, так как каждому поселению было необходимо жизненное пространство.
В конце III – нач. II тыс. из-за иссушения климата были разрушены привычные ландшафты, водный и температурный режимы. Последствием этого был кризис экологических ниш. Хозяйственные и календарные циклы были разрушены. Массовые миграции индоевропейцев, уральских, алтайских и других этнических групп начались именно в это время.
Ботайские люди отреагировали на кризис двумя путями: первая группа двинулась на Южный Урал, Алтай и восток Казахстана в поисках похожего региона (возможно, и дальше на восток), и их историческая судьба была потеряна за счет ассимиляции с другими этническими группами; другая ботайская группа маленькими семейными кланами рассеялась по речным долинам Казахстана и Западной Сибири. Специализированное коневодство уступает место охоте, рыболовству и элементам земледелия. Вместе с лошадью начали разводить крупный и мелкий рогатый скот.
Первые результаты позволили отвергнуть широко распространенное мнение в среде специалистов о том, что до эпохи бронзы на территории Казахстана обитали бродячие рыболовы-охотники. Стало ясно, что степи Центральной Азии и Северо-Казахстанский регион, в частности, являлись территорией, где очень динамично происходили культурно-исторические процессы. И степь как экосистема определила своеобразные самостоятельные закономерности развития материальной и духовной культур населения от позднекаменного века до средневековья. В значительной степени динамизм степных культур определялся становлением раннего коневодства.
В евразийских степях в конце каменного века начала формироваться степная цивилизация, признаки которой заключаются в выработке специфического хозяйственно-культурного типа, который обеспечил стабильный круглогодичный календарный цикл хозяйственной деятельности и демографический рост. Природно-экологическая обстановка обусловила освоение значительных территориальных пространств и обеспечила создание гибкой экономической адаптации, что, в свою очередь, позволило сохранять на протяжении длительного исторического отрезка времени степной хозяйственно-культурный тип и календарный цикл. В условиях природно-экономической стабильности, формировались обряды и традиции в духовной и сакральной сферах.
Именно эти закономерности определили историческую перспективу развития степной цивилизации, её независимое существование от земледельческих культур Востока в эпоху бронзы и раннего железного века.
Исследования позволили снять нарицательный оттенок с термина «кочевник», который часто использовался в мировой литературе как отражение степной культуры – менее значимый, по сравнению с земледельческой. Степь дала всей древней ойкумене принципиально новую систему коммуникации – лошадь и колесо.
В. Ф. Зайберт,
доктор исторических наук,
профессор археологии,
член-корреспондент Германского института археологии,
почетный работник туризма РК