11 Ноября 2009 12:34

Тайны Ботая

Четверть века назад казахстанские археологи открыли уникальный исторический памятник – поселение Ботай. Как показали раскопки, именно здесь, на территории Центральной Азии, была одомашнена лошадь.

Впоследствии экспертиза подтвердила, что четверть исследованных лошадиных зубов имела следы от удил. Кроме того, археологи нашли на поселении застежки от пут.
Однако Ботай открыл ученым и другую сенсацию: найденные изделия позволяли утверждать, что поселение относится к так называемой промежуточной эпохе – между каменным и бронзовым веками. Кстати, зодчество Ботая – это тоже своего рода открытие. Оказывается, именно древние ботайцы – авторы первых шатровых сооружений. Их жилища, как утверждают археологи, были самыми долговечными – кровлю и накат делали из бревен, а уже потом покрывали дерном.
Впервые данные о поселении Ботай обнародовали в 1983 году, и сразу после этого поселение было взято под охрану Юнеско. Сегодня здесь продолжаются раскопки, ведется реконструкция, и музей поселения пополняется новыми артефактами. На сегодняшний день это более двухсот тысяч древних предметов и около ста тонн костей. 
Изучением Ботая вот уже много лет занимается археолог Виктор Федорович Зайберт. Планомерные масштабные исследования Северо-Казахстанской и Кокшетауской археологической экспедиций под его руководством привели к открытию и обоснованию ботайской археологической культуры. Тщательные полевые работы, привлечение специалистов естествен­ных наук для анализа богатейших археологичес­ких коллекций сформировали солидную научную базу для теоретических реконструкций различ­ных аспектов экономических, социокультурных процессов первобытности. В этой связи бесспорно значение материалов ботайской археологической культу­ры в решении проблемы зарождения и склады­вания производящего типа хозяйства в степном регионе Евразии.
Предлагаем вашему вниманию материал профессора археологии В.Ф. Зайберта, посвященный анализу древней Ботайской культуры.

Ботайская культура
Ботайская археологическая культура занима­ет лесостепную и степную полосу Урало-Иртышс­кого междуречья. В настоящее время на этой территории известно около 50 археологических объектов эпохи энеолита. В это число входят и терсекские памятники Тургая, иссле­дованные В. Н. Логвиным. Ареал Ботайской культуры включает территорию в пределах Приишимья и Притоболья, район Южного 3ауралья, зону Павлодарского и Усть­-Ка­ме­ногорского левобережья Иртыша, включая, возможно, восточную часть Центрального Казах­стана. Общая площадь ровна 680 тыс. кв. км, координаты – 48-530 с.ш. и 58-800 в.д.

На западе исследуемого региона стоянки и поселения концентрируются на притоках реки Урал – Караганке и Утяганке. Коллекции включа­ют орудия и керамику не только ботайского типа, но и суртандинско-кысыкульского. Эта зона и является западной границей Ботайской культу­ры. На юго-западе граница проходит по р. Урал; реки Иргиз и Тургай оконтуривают южную грани­цу, которая дугой поднимается на северо-восток и соединяется с Усть-Каменогорским Приирты­шьем. На северо-западе граница идет пример­но от Утяганки через реку Синташта на Карта­лы-Курган, затем через Петропавловское Прии­шимье на юго-восток, через Павлодарское При­иртышье до Усть-Каменогорска. Следует отме­тить, что функционировать выделяемые культу­ры могли асинхронно, но при наличии опреде­ленных культурных или генетических связей.
К сожалению, на сегодняшний день не все районы Урало-Иртышского междуречья изучены достаточно равномерно. В наибольшей степени исследованы Приишимье и Притоболье, в наи­меньшей – Южное Зауралье и Прииртышье. Од­нако материалы, полученные в Приишимье, дают основания проецировать некоторые зако­номерности на близлежащие территории Зауралья и Прииртышья, входящие в единый регион.
В единую территориально экономическую структуру Прииртышья и Притоболья можно включить следующие памятники: в Кокшетаус­кой зоне – круглогодичные долговременные поселения Ботай, Рощинское, Красный Яр, Ва­сильковку, Кенеткуль VIII; в Петропавловском Приишимье – Сергеевку, Баландино; на Тоболе, Убагане, Терсаккане, Тургае и озерах Притобо­лья – стоянки, изученные В.Н. Логвиным и Т.М. Потемкиной. На левобережье Урала в такую структуру входят поселения на Утяганке (возможно, Суртанды VIII), стоянки тур­ганинского типа восточного Оренбуржья. В вос­точную Иртышскую структуру входят поселения энеолитического слоя Усть-Нарым, стоянки на оз. Селеты-Тениз, речке Селеты.
Ботайские поселения значительны по пло­щади (5-30 га), имеют мощные культурные слои. Обработка ботайской коллекции показала, что характер кремневой индустрии поселения яв­ляется логическим продолжением неолитичес­ких и особенно позднепалеолитических тради­ций этого региона. Неолитическая эпоха на тер­ритории Северного Казахстана изучена доволь­но основательно, что позволяет нам фиксировать черты, характерные только для ботайских материалов. Они отражают лишь об­щую тенденцию в развитии каменной индустрии.
1. В эпоху энеолита окончательно стабили­зируется сырье. Для производства орудий ис­пользуются лишь местные сорта зернистого кварцита светло-красной или светло-коричневой окраски. Кремнистые яшмовидные породы, кото­рые в неолитическую эпоху являлись основны­ми типами сырья, здесь практически отсутству­ют полностью.
2. Техника резцового скола, довольно широ­ко распространенная в неолите, фактически те­ряет свое значение.
3. Дальнейшее развитие получает техника дву­сторонней обработки – тонкая отжимная ретушь и оббивка, которые применялись при изготовле­нии наконечников стрел, копий, дротиков. Если в неолите эти приемы использовались главным образом для обработки наконечников, то в эне­олите – для некоторых типов ножей, скребел, сверл и т.д.

хни­ки, который начинается еще в развитом неолите и выражается в укрупнении пластин и исполь­зовании их в виде самостоятельных орудий, по­лучает здесь свое окончательное завершение. Фактически на Ботае уже отсутствует техника пластинчатого скола, т.к. имеющиеся единичные экземпляры в большинстве своем неправильной огранки и не имеют вторичной обработки.
5. В Ботайской коллекции имеют место изде­лия, малохарактерные для неолитической эпо­хи Северного Казахстана. Во-первых, это многие типы массивных ножей и скребел, крупные на­конечники копий. Во-вторых, практически весь комплекс изделий выполнен из некремнистых пород камня. К ним относятся терочники, песты, диски и т.д. Совершенно новым явлением мож­но считать каменные поделки с элементами ор­наментации.
Открыты на Ботае и первые погребения. Всего найдены останки семи индивидуумов. 
Анализ материалов ботайских поселений по­зволяет выделить следующие характерные чер­ты культуры энеолитического населения Север­ного Казахстана. .
1. Значительная оседлость, обусловленная производящими формами хозяйства и разви­тыми домашними промыслами. В домострои­тельстве преобладали капитальные полуземляночные многоугольные или округлые помещения с коническим деревянным шатровым перек­рытием.
2. Погребения в пределах поселения, захоро­нения коллективные и одиночные. Встречается обычай трепанации черепов и изготовления посмертных масок. Антропологический тип – прото­европеоидный.
3. Особенности археологического инвентаря следующие: кремневая индустрия отщеповая, ведущие типы – наконечники копий, дротиков, стрел, крупные ножи, скобели, скребки, скребла. Многие бифасы использовались в качестве сверл. Большое место в коллекции занимают изделия из не кремневых материалов (сланцы, песчаники) – топоры шлифованные и с оббив­кой, тесла, долота, сверла и развертки, диски с отверстием в центре различной формы – от шаровидной до уплощенной. Диски, судя по трасологическим определениям Г.Ф. Коробковой, использовались в различных производствах в качестве маховиков и заглушек пяток для станковых сверл, напрясел, кливцов для забоя ско­та, грузил, противовесов, палок-копалок и др. Выразительны орудия труда и инструменты из кости – тупики, проколки, кочедыки, долота, ножи, штампы, гарпуны, наконечники. Характерны для памятника изделия с гравировкой по кости, гли­не, камню. Рисунок нанесен в виде геометричес­ких узоров, насечек, пиктограмм. Для керамики характерна полуяйцевидная форма с открытой горловиной. Орнамент наносился сплошь по всей поверхности или зонам гребенчатой, вере­вочной, реже ямочной техникой.
Распространение коневодства и культ коня
Поселения ботайской культуры представили массовый остеологический материал. Большин­ство костных остатков (99,9%) принадлежат лошади. В коллекции остеологических находок имеются также кости зубра, лося, косули, сайги, тура (мелкого), медведя, лисицы, корсака, боб­ра, сурка, зайца, кабана. Часты находки в жили­щах поселения целых скелетов собак.
Основной возраст ботайских лошадей 40-50 месяцев и старше. Молодых особей, по опреде­лению Н.М. Ермоловой, немного. По данным Л.А. Макаровой, рост ботайской лошади варьировался от 128 до 152 см. Окончательно вопрос о степени доместициро­ванности лошади специалистами не решен. Трудность определения связана с условиями обитания, почти одинаковыми, начиная с глу­бокой древности и до современности: круглого­дичный цикл выпаса, когда даже зимой лошади находятся на подножном корме. Если рассмат­ривать данные остеологии через призму состоя­ния самого поселения Ботай и особенностей промеров костей лошадей из памятников эпохи бронзы и железа на этой же территории, то пред­почтительнее будет мнение о том, что ботайс­кая лошадь уже была домашней.

Хронологически материалы ботайской куль­туры укладываются в рамках конца IV-III тыс. до н.э. Радиоуглеродные датировки образцов из поселения Ботай суживают эти рамки. Абсолют­ная дата по костям равна 4340 ± 120 лет от на­ших дней, по углю – 3530 ± 160 лет. 
­Историко-культурное значение ботайской культуры
Носителями ботайской культуры, судя по антропологическому типу погребенных, были протоиндоевропейцы. Они жили большими поселениями и имели разнообразное хозяйство. Ядром их хозяйственных систем было коневодство. Кроме того, население занималось охотой, рыболовством, обработкой кости, дерева, камня. Изготавливали кухонную и столовую керамику, украшенную геометрическим резным, текстильным и гребенчатым орнаментом.
Судя по стилизованному изображению колес и животного на одном из фрагментов сосуда, можно предположить о существовании у ботайцев колесного транспорта.
Истоки коневодства мы находим в предыдущей эпохе неолита, когда рыболовы и охотники перешли к более оседлому образу жизни, начали трудиться совместно. Первый этап – приручение лошади – относится именно к этому периоду. Со временем люди научились разводить лошадей и контролировать дикие табуны. Это было вторым этапом одомашнивания лошади.
В конце IV-III тысячелетиях до н.э. климат степей был более влажным, и растительность более богатой. В соответствии с данными палеогеографов и почвоведов, трава достигала двух метров в высоту. В то время здесь обитали миллионы лошадей. Естественно, большинство особей были дикими, и чтобы успешно охотиться на них, человеку необходимо было использовать объезженных лошадей. Это обстоятельство объясняет слабую морфологическую дифференциацию между дикой и домашней лошадью.
Однако данные американского ученого Д. Энтони показывают, что 10% всех изученных зубов ботайских лошадей имеют следы сработанности от костяных и волосяных удил. Есть и другие археологические доказательства доместицированности ботайской лошади.
В период энеолита оформился степной хозяйственно-культурный тип, который сохранялся в течение тысячелетий с некоторыми вариациями. Территория коневодов включала несколько ландшафтных типов: лесостепь, мелкосопочник, долины и степи. Выживаемость населения зависела в основном от организации хозяйственной деятельности в период годичного календарного цикла. Осенью и зимой население собиралось на главных поселениях (типа Ботай). Весной и летом большая часть обитателей базовых поселений двигалась к юго-западу на песчаные почвы, которые раньше освобождались весной от талых вод, и появлялась первая растительность. Там они строили временные жилища, занимались охотой и собирательством, делали заготовки на зиму. В этот период протекали межэтнические контакты. Оставшаяся часть населения на базовом поселении – табунщики, пожилые люди и дети строили и ремонтировали жилища, заготавливали пищу и вещи на зиму.
Поселения формировались на расстоянии 150-200 км друг от друга, так как каждому поселению было необходимо жизненное пространство.
В конце III – нач. II тыс. из-за иссушения климата были разрушены привычные ландшафты, водный и температурный режимы. Последствием этого был кризис экологических ниш. Хозяйственные и календарные циклы были разрушены. Массовые миграции индоевропейцев, уральских, алтайских и других этнических групп начались именно в это время.
Ботайские люди отреагировали на кризис двумя путями: первая группа двинулась на Южный Урал, Алтай и восток Казахстана в поисках похожего региона (возможно, и дальше на восток), и их историческая судьба была потеряна за счет ассимиляции с другими этническими группами; другая ботайская группа маленькими семейными кланами рассеялась по речным долинам Казахстана и Западной Сибири. Специализированное коневодство уступает место охоте, рыболовству и элементам земледелия. Вместе с лошадью начали разводить крупный и мелкий рогатый скот.
Первые результаты позволили отвергнуть широко распространенное мнение в среде специалистов о том, что до эпохи бронзы на территории Казахстана обитали бродячие рыболовы-охотники. Стало ясно, что степи Центральной Азии и Северо-Казахстанский регион, в частности, являлись территорией, где очень динамично происходили культурно-исторические процессы. И степь как экосистема определила своеобразные самостоятельные закономерности развития материальной и духовной культур населения от позднекаменного века до средневековья. В значительной степени динамизм степных культур определялся становлением раннего коневодства. 
В евразийских степях в конце каменного века начала формироваться степная цивилизация, признаки которой заключаются в выработке специфического хозяйственно-культурного типа, который обеспечил стабильный круглогодичный календарный цикл хозяйственной деятельности и демографический рост. Природно-экологическая обстановка обусловила освоение значительных территориальных пространств и обеспечила создание гибкой экономической адаптации, что, в свою очередь, позволило сохранять на протяжении длительного исторического отрезка времени степной хозяйственно-культурный тип и календарный цикл. В условиях природно-экономической стабильности, формировались обряды и традиции в духовной и сакральной сферах.
Именно эти закономерности определили историческую перспективу развития степной цивилизации, её независимое существование от земледельческих культур Востока в эпоху бронзы и раннего железного века.
Исследования позволили снять нарицательный оттенок с термина «кочевник», который часто использовался в мировой литературе как отражение степной культуры – менее значимый, по сравнению с земледельческой. Степь дала всей древней ойкумене принципиально новую систему коммуникации – лошадь и колесо. 
В. Ф. Зайберт,
доктор исторических наук,
профессор археологии, 
член-корреспондент Германского института археологии,
почетный работник туризма РК

    Тэги:

    Нет комментариев. Будьте первым

      Оставьте комментарий

      Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

      Подписка на рассылки

      Хочешь всегда быть в курсе событий мира путешествий, подпишитесь на наши новости