04 Мая 2011 00:00

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИНДУСТРИИ

Основные теоретические и методические проблемы учебно-производственной практики студентов, обучающихся по специальности «Туризм»

Основные теоретические и методические проблемы учебно-производственной практики студентов, обучающихся по специальности «Туризм»

Туризм определен Правительством РК как один из ведущих кластеров, и в современных динамичных условиях развития этого сектора экономики необходимы особые условия для повышения качества подготовки работников для данной отрасли и формирования новой культуры туристских и гостиничных предприятий [1]. Подчеркнем, что в отрасли туризма планируется создать 20,6 тысячи новых рабочих мест, поэтому задача подготовки квалифицированных кадров является сейчас наиболее актуальной [2].
При планировании масштабной деятельности в сфере высшего образования возникают новые проблемы. К одной из таких проблем относится вопрос соответствия количества и качества подготовки специалистов. Руководители туристских фирм отмечают, в частности, следующие недостатки выпускников специализированных вузов: отсутствие реальной оценки выбранной профессии, завышенные требования начинающих свою профессиональную деятельность, недостатки специальных знаний и практических навыков [3].
Целью работы является выявление основных теоретических и методических проблем учебно-производственной практики студентов по специальности «Туризм».
Задачи
1. Показать важность практики в системе подготовки кадров.
2. Выявить соответствие системы подготовки кадров современным вызовам рынка труда.
3. Исследовать зависимость квалификации студентов и их подготовленность к работе от уровня профессиональности  педагогического состава в условиях современного туристского предпринимательства.
4. Раскрыть пути эффективного сотрудничества высших учебных заведений и туристских предприятий.
Значение практических занятий в подготовке современного специалиста туристской сферы трудно переоценить. Это оправдывает цели проведения практики по Государственному общеобязательному стандарту образования (ГОСО): закрепление знаний, полученных студентами в процессе обучения, и приобретение навыков работы с туристской группой на маршруте, в туристской фирме, гостиничном хозяйстве и сопутствующей сфере, работы с туристской документацией [4].
 Во время практических занятий у студента формируется более четкое представление о туризме как о бизнесе, способность обращать внимание не только на ключевые рабочие моменты, но и другие стороны туристской практики. Такое отношение к учебе культивируется в лучших мировых школах и вузах, которые занимаются подготовкой специалистов по туризму.
Сегодня работодатели чаще всего принимают на работу выпускников, которые могут приносить пользу компании с первого дня работы. Профессиональная стажировка дает студентам возможность получить необходимые практические навыки «из первых рук» и полностью подготовиться к началу карьеры. По окончании практики студент получает характеристику (рекомендацию) от  предприятия (гостиницы, турфирмы, ресторана и т.п.), где он проходил практику. В данной характеристике подробно описывается, как проявил себя студент на своей должности за время прохождения практики, она включает не только стандартные пункты, такие как ответственность, трудолюбие, напористость, инициативность, но и умение вести переговоры. Подобная рекомендация способствует дальнейшему трудоустройству студента, так как это является базовым набором личностных качеств, которые требует сегодня работодатель.
Одной из целей практики является формирование навыков реализации теоретических знаний в реальных условиях производства. Опрос отечественных и зарубежных менеджеров высшего звена показал, что принятых на работу выпускников образовательных учреждений туристского профиля приходится переучивать. Следовательно, возникает противоречие:  при огромном дефиците квалифицированных кадров для туристской индустрии выпускники профильных высших образовательных учреждений часто остаются невостребованными из-за отсутствия навыков и знаний по конкретным специализациям [5].  
По мнению исследователей и практических работников, проблема заключается не в том, что выпускников профильных образовательных учреждений не хватает, а в уровне их подготовки, завышенных ими критериях самооценки и низкой трудовой мотивации.
По мнению специалистов-практиков, выпускнику очень важно: 
иметь прежде всего хорошее знание одного или двух иностранных языков;
разбираться в географии и обладать большим багажом знаний страноведческого характера;
уметь пользоваться специализированными компьютерными программами, поисковыми системами; 
владеть навыками техники продаж туристского продукта;
разбираться в технологии бронирования услуг;
иметь основы юридических знаний. 
Для работодателя большое значение имеют личностные качества выпускника, такие как коммуникабельность, ответственность, аккуратность, доброжелательность, стрессоустойчивость и даже в известной мере артистизм. 
Похожая проблема складывается и в гостиничном бизнесе. По утверждениям руководителей гостиниц, студентов и выпускников вузов как на практику, так и на работу они берут редко, объясняя это тем, что у них отсутствуют практические навыки, а амбиции в отношении денежного вознаграждения и статуса очень велики и абсолютно не соотносятся с уровнем их компетентности. При этом специалистов в их бизнесе катастрофически не хватает. Объясняется это тем, что проблема соискателей лежит в сфере ментальности. Для кандидатов, которые приходят на менеджерские должности, необходим опыт. Вот поэтому работодатели приглашают только тех, кто имеет опыт работы в этих областях, приглашают иностранцев, считая, что с ними легче найти общий язык и проще работать.
Следующая проблема – недостаточная квалификация профессорско-преподавательского состава (ППС) отраслевых вузов, примат теории над практикой, вызванной нехваткой у них собственного практического опыта работы в сфере турбизнеса. Это является одной из основных причин низкого уровня подготовки кадров. Некоторые из преподавателей имеют неполное представление о практической стороне будущей деятельности своих студентов, плохо разбираются в организационно-структурных и функционально-технологических основах тех самых туристских и гостиничных предприятий, для которых готовят специалистов. 
Действительно, практика показывает, что многие из них слабо ориентируются и не всегда учитывают изменения в сфере туризма и в законодательстве, которое эту деятельность отражает. 
Не менее остро стоит проблема привлечения молодых педагогических кадров в профильные вузы. Работники вузов единодушны в том, что плохо работает система стимулирования работы профессорско-преподавательского состава, низкая зарплата. 
Отсутствуют также тесные связи между отраслевыми вузами и руководителями туристских организаций и гостиниц. Сегодня нет принятой нормы в отношении того, кто к кому должен обращаться с предложениями о сотрудничестве. У собственников туристских предприятий и гостиниц нет определенных и единых критериев отбора персонала, плохо работает система обучения новых сотрудников и повышения квалификации персонала. Цели и задачи, стоящие перед объектами туриндустрии, не доводятся до персонала, тем самым не развивается корпоративная культура.
Анализ литературных источников и опросы практиков туризма показывает, что система подготовки кадров – это сложный и многоаспектный комплекс процессов, объединяющих в себе изучение разнообразных дисциплин, попадающих в сферу интересов «феномена XXI века», где наряду с теорией важное, а иногда и решающее значение приобретает практика. 
В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
1. Работодатели придают большее значение опыту и навыкам работы, нежели набору кредитов и списку дисциплин, пройденных за 4 года обучения в бакалавриате. Практика призвана сократить дистанцию между современными возможностями образования и запросами рынка труда, при этом помочь студентам реально оценивать потенциал выбранной профессии, умерить завышенные требования и восполнить недостатки в специальных знаниях.  
2. Система подготовки специалистов требует дальнейшего совершенствования в современных рыночных условиях образования и изменения дисбаланса между теорией и практикой.
3. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов является обязательным условием на пути модернизации индустрии туризма. Остро стоит проблема подготовки педагогов новой формации профильных вузов, а также требуются материальные инвестиции для дальнейшего совершенствования педагогической деятельности.
4. Слабо налажены связи между отраслевыми вузами и руководителями туристских фирм и гостиниц. Наряду с этим существует потенциал для сотрудничества между туристскими вузами для обмена передовыми технологиями подготовки кадров и объединения усилий по совместному реагированию на современные вызовы рынка туризма. 
    Тэги:

    Нет комментариев. Будьте первым

      Оставьте комментарий

      Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

      Подписка на рассылки

      Хочешь всегда быть в курсе событий мира путешествий, подпишитесь на наши новости