Под прессом дополнительного налогообложения
Проблема по налогообложению туристских компаний возникла в 2009 году в связи с введением в Налоговый кодекс РК, в пункт 2 статьи 178, нового подпункта 2-1. После введения новой редакции этой статьи (теперь уже п. 4 ст. 192) у туристского рынка появились серьезные проблемы.
Данная статья Налогового кодекса создает реальную угрозу для представителей малого и среднего бизнеса, работающих в сфере туристских услуг.
Дело в том что, согласно п. 4 ст.192 НК РК с иностранного партнера – нерезидента РК, предоставляющего комплекс услуг по транспортному и экскурсионному обслуживанию резиденту РК, налоговые органы обязаны удержать 20% подоходного налога. В этом случае нерезидент РК вынужден автоматически на 20% повышать стоимость своих услуг. Следовательно, конечный потребитель – резидент РК (физическое лицо), оплачивая казахстанской турфирме услуги по организации своей поездки, попадает под двойное неофициальное налогообложение, и его путевка дорожает на 20%.
Раньше туристская компания – резидент РК, действуя по поручению туриста, оплачивала от его имени через банк услуги зарубежного отеля, выступая гарантом между нерезидентом РК и физическим лицом – резидентом РК. Теперь же казахстанский турист, самостоятельно обратившись в любой банк РК с заявлением о переводе денежных средств в страну запланированного отдыха, сможет без удержаний, сборов и налогов перевести деньги в тот же самый отель или туроператору – нерезиденту РК. Таким образом, казахстанские турфирмы теряют клиентов, а налоговые органы – поступления в бюджет. Что, в свою очередь, приведет к разорению компаний, работающих законными методами и ведущими прозрачную бухгалтерию. Не трудно догадаться, что на рынок туристских услуг выйдут фирмы-однодневки, предлагающие услуги по демпинговым ценам, за счет обхода налоговых отчислений и банковских затрат. Получат развитие методы организации перевода денег через нелегальные схемы. Стремление уйти от налога в 20% заставит перейти к незаконному валютному расчету, оплате счетов наличными и, как следствие, приведет к мошенничеству со стороны недобросовестных участников рынка.
Казахстанская туристская ассоциация, являющаяся членом Российского Союза туриндустрии (РСТ), провела консультации с коллегами из РСТ и другими странами СНГ. Как оказалось, ни у кого из наших соседей такой нормы в Налоговом кодексе нет. Практика налогообложения туристических услуг нерезидентов РК по ставке 20% практикуется только в нашей стране.
На практике мы имеем регулярные попытки изъятия средств у турфирм, большинство из которых, являясь субъектами малого и среднего бизнеса, получают невысокие доходы в виде комиссионных от граждан РК за помощь в приобретении путевок. Казахстанские турфирмы не имеют долей собственности или прибыли в отелях стран с льготным налогообложением, и соответственно, не могут облагаться дополнительными налогами.
Туристский рынок Казахстана с нетерпением ждет ответа на вопрос, почему в республике сложилась парадоксальная ситуация, при которой нормы отечественного налогового законодательства трактуются должностными лицами с целью создания неблагоприятных условий для субъектов отечественного бизнеса.
Казахстанская туристская ассоциация