ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КАЗАХСТАНСКОГО ТУРИЗМА
Материал подготовлен на основе выступления министра индустрии и новых технологий РК Асета Исекешева на заседании правительства «О первоочередных мерах по развитию туристской отрасли Казахстана».
Исследования показали, что Казахстан находится в центре наиболее растущего мирового рынка выездного туризма. К 2020 году прогнозируется, что только наши ближайшие соседи Китай и Россия, а также Индия и Ближний Восток дадут прирост, превышающий 200 миллионов выездных туристов ежегодно. Мы должны использовать этот потенциал, так как находимся рядом с ними. Для этого в разрабатываемой программе развития туризмаA будет заложен реальный экономический и иAндустриальный подход, аналогичный тому, что Казахстан использует в металлургии или машиностроении. Это, в свою очередь, предполагает поддержку со стороны государства, льготы для предпринимателей, а также подготовку квалифицированных кадров.
В ближайшей перспективе Казахстан планирует использовать опыт Малайзии и Турции. В этих странах за короткий период времени туризм вырос в мощную индустрию. Согласно цифрам Малайзию за год посещает более 24 миллионов туристов. Доход от отрасли составляет около $20 млрд., что соответствует 12,5% от ВВП. А в самой туристской отрасли занята пятая часть всего трудоспособного населения страны.
Казахстан должен стремиться к этим показателям, тем более что предпосылки для этого у нас имеются. На сегодняшний день уже определены ключевые проекты международного уровня, которые должны обеспечить массовый поток туристов. Они озвучены в Послании главы государства. Это зоны горнолыжных курортов вблизи Алматы, Щучинско-Боровская курортная зона, а также Кендерли. Для каждого из этих курортов будут спрогнозированы туристские потоки, разработано уникальное предложение для развития и определена модель работы с инвесторами.
Инвестиционные решения
Безусловно, инвестиционные решения в такие проекты будут максимально взвешенными. Для привлечения инвестиций необходимо создать понятную для инвесторов модель государственно-частного партнерства, в которой должны быть учтены вопросы землепользования, доступа к инфраструктуре, и главное – самих мер господдержки.
Напомним, что в развитии туризма некоторые страны идут на беспрецедентные стимулы. В качестве примера можно привести опыт Турции, где дотируется до 40% от капитальных затрат по строительству отелей. В Израиле и Египте осуществляют возврат 30% вложенных средств в виде налоговых льгот. Этот опыт будет Казахстаном учитываться. Правительству предложат пересмотреть действующие программы поддержки бизнеса на предмет включения туда индустрии туризма.
Сегодня наиболее эффективно благодаря поддержке главы государства Н. Назарбаева развивается Астана, которая становится настоящим туристским брендом Казахстана. Позитивным является также опыт Жамбылской области, акимат которой два года назад разработал мастер-план, и с тех пор его успешно внедряет.
В некоторых областях планируется рассмотреть возможность создания отдельных управлений по туризму на примере города Алматы. К слову сказать, интересная идея мощного туристского кластера организуется сегодня вокруг горнолыжного курорта близ Алматы. Она включает в себя строительство нового аэропорта, дороги Капшагай – Алматы, ипподрома международного образца, а также интеграцию с курортной зоной на Капшагае и другими объектами (Кольсай, Чарынский каньон, Иссыкские курганы).
Туризм в регионах
В текущем году вопрос развития туризма будет включен во все региональные планы.
В Казахстане существует масса интересных мест для всех видов туризма: Алаколь, Балхаш, Баянаул, Туркестан, Улытау. В республике имеется много уникальных природных заповедников и национальных парков, более 100 лечебно-оздоровительных учреждений, а также более девяти тысяч археологических и исторических памятников. Конечно же, для них тоже должна быть разработана соответствующая инфраструктура, отели, дороги и т.д. К сожалению, сейчас вопрос наличия необходимой инфраструктуры является одним из главных сдерживающих факторов развития отрасли. Решение этих проблем требует системного подхода. Но сегодня во многих региональных программах развития территорий нет подраздела по туризму, нет своего мастер-плана.
В рамках разрабатываемого системного плана как раз и планируется определить требования к инфраструктуре: наличие аэропортов, новых автомобильных и железных дорог, подходы к расширению авиа-направлений, и в особенности к развитию малой авиации.
К примеру, при реализации проекта транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай был выявлен значительный потенциал для транзитного туризма. Вдоль коридора планируется строительство 7 туристско-рекреационных центров и 24 туристских комплекса. В этой связи есть вопросы, требующие оперативного решения – в ряде задействованных областей (Актюбинская, Кызылординская, Южно-Казахстанская и Алматинская) не выделены земельные участки для развития придорожных комплексов, не решен вопрос строительства инженерных коммуникаций. И в этой связи Министерство индустрии и новых технологий РК (МИНТ) предлагает правительству передать областным акиматам, по территории которых проходит автобан Западная Европа – Западный Китай вопросы развития туристской инфраструктуры вдоль этой дороги. Что значительно ускорит работу.
Кроме того, для стимулирования развития регионального туризма МИНТ в рамках разрабатываемой программы предлагает провести конкурс региональных проектов. Для лучших проектов которого впоследствии можно будет провести необходимую инфраструктуру за счет республиканского бюджета. В этом году можно уже организовать первый такой пилотный проект.
Кадровый вопрос
Безусловно, предлагаемая модель агрессивного роста отрасли нуждается в качественном кадровом обеспечении. Государство со своей стороны должно создать всё необходимое для подготовки кадров в туристской отрасли. Сегодня казахстанская индустрия туризма нуждается в профессионалах всех уровней – от управляющих отелями до гидов-переводчиков. Туризм по этому параметру сопоставим по масштабам с сельским хозяйством, однако здесь все же предполагается более высокий уровень квалификации и подготовки. И поэтому Министерство индустрии и новых технологий уже согласовывает с Министерством образования образовательные программы в этом направлении.
Визовая политика
В рамках развития туристской отрасли Казахстан планирует осуществить пилотный проект по отмене визового режима для 34 стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Кроме того, предусмотрено создание пунктов регистрации паспортов иностранных граждан при гостиницах на всей территории республики. Сегодня такой опыт уже есть в Алматы.
Министерство индустрии и новых технологий будет также выстраивать работу по корректировке системы сбора статистических данных по туризму в соответствии с международными стандартами. Уже разработан план совместной работы с Агентством по статистике, которое и будет проводить все необходимые исследования.