Менеджмент индустрии туризма
Проблемы совершенствования менеджмента предприятий индустрии туризма Казахстана
В современных условиях туризм является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. Многие страны мира достигли своего благосостояния благодаря значительным доходам от туризма. В некоторых из них вклад от туристической отрасли в валовой национальный доход составляет 15-35 процентов, а объем прибыли от туризма в мировом хозяйстве конкурирует с такими отраслями, как добыча нефти и газа. Все это ведёт к тому, что в условиях глобализации мировой экономики международный туризм может стать одним из важных факторов развития национальной экономики.
Индустрия туризма становится такой частью национальной экономики, которая тесно взаимосвязана со многими её отраслями, что проявляется также и в постоянной тенденции роста занятости в туристической индустрии практически во всех развитых странах.
Однако следует иметь в виду, что развитие национальной туристической индустрии – далеко не такое простое дело. Международный туристский рынок сегодня представляет собой не только гигантский механизм с многомиллиардным оборотом, но и рынок с жесткой конкурентной борьбой. Поэтому особой задачей для казахстанских туристических предприятий становится создание собственного туристского продукта, который будет иметь присущие только Казахстану особенности и станет востребован зарубежными и внутренними туристами. При этом важной задачей роста казахстанской туристической индустрии должно быть и повышение качества менеджмента.
В последнее время интерес к Казахстану как к туристскому направлению значительно возрос во всем мире [1]. «Сегодня наша страна обладает уникальной возможностью развивать все виды туризма – культурно-познавательный, оздоровительный, экологический, экстремальный, спортивный и другие, мы ежегодно принимаем более 4,5 миллиона иностранных граждан, рассчитываем из года в год на увеличение этой численности», – отметил Президент РК Н.А. Назарбаев на открытии 18-й Генеральной ассамблеи Всемирной туристской организации ООН в Астане.
Являясь сложным межотраслевым комплексом, туристская индустрия включает следующие составляющие элементы (см. рис. 1).
Отметим также, что приведенный перечень является далеко не полным. По мере расширения и усложнения процессов организации туризма все новые отрасли и предприятия национальной экономики вовлекаются в туристское производство. Обслуживанием туристов занимаются предприятия торговли, банки, страховые компании. Косвенно формируют туристскую индустрию предприятия, обслуживающие не только туристов, но и другие группы населения: учреждения культуры, лечебные и медицинские учреждения, организации связи, предприятия по производству товаров народного потребления, общественный пассажирский транспорт и т.д.
Туризм как отрасль экономики производит продукт, который должен соответствовать рыночным категориям спроса и предложения. В этом отношении следует разграничить международный рынок, ориентированный на зарубежного потребителя, и внутренний рынок, предназначенный для граждан Казахстана. В целом же в настоящее время назрела необходимость дальнейшего развития индустрии туризма в республике, а отечественные специалисты должны обеспечить продвижение национального туристского продукта [2].
На основе проведенного анализа, с учетом рекомендаций ВТО и имеющегося опыта, специалисты выделяют два базовых компонента казахстанского турпродукта: культурный туризм на Шелковом пути (паломнический и традиционный) и тесно связанный с ним эко-приключенческий туризм (сафари, рафтинг, орнитологический, треккинг, альпинизм, охота, рыбалка). В этом отношении следует выделить регионы, имеющие ресурсы для эко-приключенческого туризма, через которые пролегает маршрут Шелкового пути: Алматинская, Жамбылская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская, Акмолинская области.
В соответствии с Концепцией развития туризма, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 марта 2001 года № 333, государственными и местными органами управления должна быть продолжена практика поддержки предприятий малого бизнеса, в том числе осуществляющих деятельность в сфере социального туризма [3].
Общемировая тенденция роста числа зарубежных туристов и развития мировой туристической индустрии, на наш взгляд, лишь временно прерванная экономическим кризисом, ставит перед казахстанской индустрией туризма как вопросы совершенствования организации деятельности туристических предприятий, так и эффективного управления ими.
В связи с этим отметим, что предприятия туристской индустрии имеют общие характеристики, которые определяют природу самой туристской индустрии. Однако у предприятий туриндустрии имеются и общие характеристики в управленческой деятельности с предприятиями других отраслей, в частности, связанные с современными общемировыми тенденциями экономического развития. Так, например, важнейшим современным аспектом менеджмента на предприятиях индустрии туризма является учет того, что в последние десятилетия произошла глобализация экономики благодаря активному вовлечению компаний в процесс прямых зарубежных инвестиций.
Сегодня менеджмент туризма приобретает глобальные черты. Эту особенность можно представить как процесс выполнения глобальных целей и задач фирм посредством эффективных действий (рис. 2).
Вместе с тем не все вышеназванные характеристики обязательны для каждого предприятия, при разработке их организационной структуры необходим индивидуальный подход.
Так, например, крупная гостиница выполняет много различных операций, бюрократических процедур, имеет более узкоспециализированные обязанности для своих работников и более высокий уровень мобильности и утечки кадров, чем маленькая провинциальная гостиница, имеющая узкий сектор клиентов, или другое предприятие индустрии гостеприимства.
Как видно из представленных схем, существуют значительные различия между крупными и небольшими предприятиями гостиничного сектора, которые определяют размеры предоставляемых услуг. Соответственно, организационная структура управления в малых гостиницах значительно проще, что предполагает более легкие процедуры их создания и последующей деятельности, не говоря уже о размере необходимых инвестиций. Этот аспект проблемы следует учитывать при развитии туристических предприятий в Казахстане.
Другой аспект проблемы состоит в следующем. Структура управления (менеджмент) и стратегия фирмы устанавливаются еще на этапе ее создания. В процессе функционирования фирмы задачи, а значит, и структура менеджмента, и стратегия могут быть скорректированы. В то же время они должны быть правильно сформулированы уже на начальном этапе. Так, управление туристской организацией начинается с определения ее места на туристском рынке, на основе чего принимаются решения по созданию или модификации продукта, выбору методов его продвижения и установлению структуры управления персоналом [4].
Характерной современной особенностью развития индустрии туризма стала тенденция объединения предприятий, что позволяет им приобрести ряд конкурентных преимуществ. Наиболее характерными формами таких объединений являются интеграция и стратегические союзы [5].
В основе интеграции часто лежит принцип объединения – собственности, ресурсов, сфер деятельности. Организационные формы объединений разнообразны и зависят от национальной специфики управления той или иной страны. Но при всем многообразии форм объединений главными моментами, в которых состоит их различие, являются: отношения собственности и производственная и контрактная кооперация. Данные процессы в своем конечном итоге ведут к созданию глобальных объединений, что характерно, например, для гостиничной индустрии.
В этой отрасли наблюдается динамичная консолидация структур, действовавших ранее самостоятельно. Результатом роста масштабов бизнеса в этом секторе становится создание международных корпораций, имеющих свои предприятия во многих странах мира, где применяются наиболее современные организационные структуры и новейшие схемы (модели) управления. При этом следует отметить, что в реальной практике нет двух международных туристских корпораций, проходящих через одни и те же организационные стадии по одним и тем же методам или использующих одинаковые организационные модели.
Среди крупных туристских корпораций, вкладывающих инвестиции за рубежом, развиваются три организационные структуры как результат ужесточения международной конкуренции. Изучение этих процессов позволило выявить тенденции в организационных структурах (рис. 3).
Каждая из моделей организационных структур представляет собой предмет для многих вариаций и усовершенствований. Каждая имеет свое рациональное отличие и содержит преимущества для туристской фирмы в какой-то частной ситуации и на особой стадии в своем движении к транснациональному предприятию.
Помимо этого, в индустрии туризма в настоящее время получает все большее распространение такая форма объединения предприятий, как стратегические альянсы. Чаще всего стратегические альянсы являются формой горизонтального объединения организаций в пределах одной отрасли, хотя возможны и межотраслевые альянсы. Стратегические альянсы как форма союза предприятий предполагают партнерские отношения в какой-либо отдельной сфере, например, маркетинговая деятельность.
Кроме того, в отношении характерных черт менеджмента туризма особое значение имеет сама специфика туристских услуг и их воздействие на управление предприятием.
Специфика туристических услуг с точки зрения их внутреннего содержания, по нашему мнению, занимает наиболее важное место в понимании особенностей менеджмента в туристической индустрии. В этом отношении следует обратиться к понятию «туристский продукт». Последний предсталяет собой комплекс услуг, предоставляемых туристско-экскурсионными предприятиями гражданам (туристам).
Важнейшей особенностью туризма как объекта управления является специфика туристического продукта. Туристский продукт состоит из трех элементов (рис. 4) [7].
Таким образом, туристский продукт представляет собой комплекс товаров и услуг, в совокупности своей образующих туристскую поездку (тур) или имеющих к ней непосредственное отношение (например, туристическое снаряжение – это тоже турпродукт, хотя является товаром, а не услугой). В силу того, что спектр услуг туристской индустрии очень разнообразен, имеет смысл говорить о турпродукте применительно к каждому конкретному сектору индустрии туризма (например, турпродукт гостиничного предприятия, туроператора, турагента, предприятия по производству туристского снаряжения и т.д.). В соответствии с этим следует определять, в какой мере должны использоваться те или иные управленческие инструменты, с тем чтобы правильно решать те специфические проблемы, которые присущи именно туристским организациям.
В силу активного развития туризма в современных условиях и его все возрастающего воздействия на общество возникает необходимость затронуть и вопрос об эффективности менеджмента предприятий сферы туризма, что стало особенно актуальным в условиях мирового экономического кризиса. Правильная оценка эффективности менеджмента в туризме позволяет активно воздействовать на текущее состояние и тенденции развития туристских фирм, устанавливать их размеры, отслеживать и корректировать неуправляемые явления и процессы, составлять прогнозы и планы развития этих фирм и их структурных подразделений. Но следует иметь в виду, что механический перенос известных методик определения эффективности из других отраслей экономики не имеет смысла. Исходя из специфики туристской деятельности, нужно четко представлять, что надо измерять, чтобы вычислить ее эффективность. Ведь эффект от туризма определяется либо количеством туристов-посетителей, либо объемом деятельности коммерческих туристских структур, производящих специфический туристский продукт.
Эффективность менеджмента на предприятиях индустрии туризма, на наш взгляд, отражает степень достижения поставленных целей. Это значит, что эффективность следует понимать как соотношение результата и целей либо результата и затрат на его получение. На такой исходной позиции и основано понимание эффективности управления в каждом отдельном субъекте туристической индустрии.
Особо следует отметить и использование международных стандартов, в частности, менеджмента социальной ответственности. Так, стандарт SA 8000 базируется на принципах II Конвенции международной организации труда, Всемирной декларации прав человека, Конвенции ООН по правам ребенка. Он устанавливает основные нормы и процедуры, касающиеся производственной гигиены и техники безопасности. Сюда же входит соблюдение прав профсоюзов, продолжительность рабочего времени, своевременная выдача заработной платы. Но при этом важнейшим составным элементом является и эффективное управление, которое все это обеспечивает. В настоящее время менеджмент социальной ответственности сертифицировали более двух тысяч компаний из 64 стран. При поддержке Комитета по техническому регулированию и метрологии РК Министерства индустрии и торговли РК это движение развивается и в нашей стране [8].
Учитывая вышеотмеченные глобальные тенденции в развитии индустрии мирового туризма, в Казахстане следует уделять больше внимания со стороны государства и неправительственных организаций проблемам повышения эффективности менеджмента предприятий туристической индустрии, в частности, посредством более активного использования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и менеджеров туристических предприятий. Это позволит предприятиям туриндустрии нашей страны добиваться не только высоких экономических результатов, но и активнее включаться в систему внешнеэкономических связей в условиях глобализации мировой экономики.