О безопасности путешествий
«Возможность для граждан всех стран безопасно путешествовать – одно из основных прав человека», – говорится в резолюции Всемирной туристской организации ЮНВТО, которая рекомендует всем государствам и организациям, задействованным в туристском бизнесе, постоянно принимать меры по безопасности туристов.
Актуальность исследования
Вопросы безопасности приобретают чрезвычайную важность для туристской деятельности в связи с преобладанием выездного туризма в Республике Казахстан и с социально-политической нестабильностью в современном мире (вооруженные конфликты в различных регионах: Балканская война в 90-е годы, в Мьянме (Карен), Шри-Ланке (Илам) в 2005 году, в Южной Осетии в 2008 году, Камбоджийско-тайский пограничный конфликт в 2008 году и т.д.), а также в связи с уже ставшим, к сожалению, «привычным» терроризмом в современном мире. Реалии современного мира таковы, что все чаще и чаще туристы становятся мишенью для террористических атак, которые стремятся получить мировой резонанс для получения общественной огласки в СМИ (взрывы на Бали в 2002, 2005 годах, взрывы в Мадриде в 2004 году, взрывы на транспортной сети в Лондоне в 2005 году, Турция и Египет в 2005 году и т.д.) Все это сказывается на принятии решения о совершении туристских поездок клиентами, такие негативные факторы влияют на разжигание, увеличение страха и снижают уровень
ощущения защищенности и безопасности туристов. Безусловно, нельзя не учитывать факт, свидетельствующий о постоянном усложнении технических процессов в туристской отрасли, экономической ситуации в стране, межнациональные и межличностные отношения. Все эти факторы ставят проблематику безопасности в туризме в разряд первостепенных.
Цель исследования
Проанализировать международное законодательство в области обеспечения безопасности туристов и нормативно-правовую базу Республики Казахстан.
Задачи исследования
1. Определить, что понимается под «безопасностью в туризме».
2. По возможности раскрыть международный опыт разработки мер безопасности в туризме.
3. Основываясь на анализе нормативно-правовой базы Республики Казахстан, выявить, каким образом регулируются меры безопасности в Казахстане.
4. Исходя из международно-правовой практики в области разработок мер безопасности, дать рекомендации, направленные как на усовершенствование нормативно-правовой базы Республики Казахстан, так и практические рекомендации в деятельности туристских предприятий.
Закон «О туристской деятельности в Республике Казахстан» от 13 июня 2001 года в статье 26 определяет обеспечение безопасности туристов. Под безопасностью туристов (пункт 2) понимается «личная безопасность туристов, сохранность их имущества и непричинение ущерба окружающей среде во время путешествий, а также комплекс мер, направленных на предотвращение использования туризма в целях незаконной миграции и транзита в третьи страны, сексуальной, трудовой и иной эксплуатации граждан». В свою очередь пункт 1 статьи 26 гарантирует безопасность туристов на территории Казахстана, а также туристам – гражданам РК защиту и покровительство за ее пределами.
В период существования СССР была создана отлаженная нормативно-правовая система международного и внутреннего туризма. В дальнейшем независимым государствам пришлось самостоятельно приводить свое внутреннее законодательство в соответствие с ратифицированной международной правовой базой. В период становления Республики Казахстан ситуация в этом вопросе зачастую складывалась не в пользу цивилизованного развития туризма. В связи с бурным потоком граждан Республики Казахстан, выезжающих за ее пределы, возникло огромное количество проблемных вопросов, которые стояли как перед самими турфирмами, так и перед их многочисленными клиентами. Несмотря на то, что правовую защиту обеспечивает достаточное количество законов и постановлений, многие из которых оказались несовершенными, порождающими разногласия, споры и требующими последующей доработки. Туристские предприятия столкнулись с нерегламентированной нормативной базой, а потребители туристского продукта – с незащищенностью своих интересов. Поэтому необходимо развивать и совершенствовать законодательство как в области защиты прав и интересов граждан, так и законодательство в туристской области в целом. Сочетание государственного регулирования и саморегулирования является оптимальным вариантом регулирования туристской деятельности, как один из вариантов – привлечение экспертов в туристской отрасли и специалистов, а также независимых туристских организаций и лиг (союзов) по защите прав потребителей и созданных на добровольной основе организаций, представляющих интересы туристов. Безусловно, необходимо учитывать и тот факт, что такое совместное регулирование не должно неоправданно усложнять нормативно-правовую базу, препятствующую и ограничивающую ассортимент туров, инновационные разработки, применение IT-технологий, здоровой конкуренции и т.д.
Одним из важнейших условий развития рынка туризма является предоставление высокого качества туристского продукта. Казахстанские туристы с каждым годом становятся более образованными и осведомленными в вопросах туристского законодательства, именно поэтому туристские фирмы должны считаться с требованиями потребителей, чтобы не сталкиваться с жалобами и нареканиями в свой адрес и в адрес выпускаемого туристского продукта. Тем более необходимо учитывать и специфичность туристского продукта, которая обуславливается принципиальными отличиями от материального товара. Качество материального товара можно обеспечить различными гарантиями, контрактами на его обслуживание. Туристская же услуга – это «нематериальный» товар, который имеет свои отличительные особенности: неосязаемость (туристскую услугу нельзя увидеть до покупки), неспособность к хранению; ее производство и потребление происходят одновременно; потребитель участвует в процессе производства туристской услуги. Поэтому любая неучтенная мелочь, малейшая ошибка туристского предприятия приведет к необратимым последствиям. Исчерпывающая информация, вовремя донесенная до туриста, обеспечивает положительный имидж туристскому предприятию и разработанному им продукту, помогает туристу правильно определиться с выбором тура, максимально учитывая пожелания клиента. Нельзя снимать со счетов и тот факт, что зачастую иностранные гости оказываются менее защищенными, чем местное население, от мошенничества, невыполнения условий контракта и других условий.
Для предупреждения возможных эксцессов по отношению к туристам, находящимся за рубежом, международным туристским сообществом созданы соответствующие механизмы для защиты и службы по разбору жалоб туристов, а также разработаны правила, предусматривающие юридическую ответственность организаторов туристских поездок за безопасное и качественное обслуживание на территории любого туристского центра или государства. Крупным шагом в этом направлении стало принятие Директивы по защите потребителей (1985 г.), разработанной ООН, и Директивы по комплексным туристским поездкам, отпускам и турам (Совет европейских сообществ, 1990 г.). Эти документы могут служить универсальной моделью для создания международного законодательства о защите потребителей и соответствующих организационных структур. В директивах сформулирован призыв к разработке эффективной политики в области защиты потребителей, которая должна учитывать такие требования, как защита потребителей от факторов, угрожающих их здоровью и безопасности; защита экономических интересов потребителей; доступ потребителей к соответствующей информации, позволяющей делать осознанный выбор с учетом их индивидуальных пожеланий и потребностей; просвещение потребителей; создание отдельными странами и туристскими центрами юридических служб, которые изучают жалобы туристов и выносят соответствующие заключения.
Споры, возникающие в отношении защиты прав потребителей, экономических интересов и предоставления доступа потребителей к соответствующей информации, например в Швеции, решаются профессиональной организацией индустрии туризма.
«ABTA the Travel Association» – туристская ассоциация, образованная в 1950 году для представления интересов членов организации и поднятия их престижа и имиджа. В процессе оказания данных услуг организация стала представлять и интересы покупателей через развитие процедур защиты и гарантии от туркомпаний, которые внезапно исчезают с рынка туруслуг и отказываются нести бремя обязанностей перед своими клиентами и установили кодекс поведения для своих членов, который не является юридическим обязательством. Организация полномочна исключать, облагать штрафом, объявлять выговор тем членам организации, которые не соблюдают установленные данной организацией правила. Совместно с европейскими туристскими агентствами, туроператорами и ассоциациями оказывает юридическую поддержку и консультации, предоставляет информационные услуги членам организации, занимается обучением, повышением квалификации и формирует стандарты профессиональной квалификации в туризме, лоббирует в Британии и Европейском союзе законопроекты. Переняв по многим вопросам опыт ABTA, Казахстанская туристская ассоциация (КТА), стоящая на защите корпоративных интересов своих членов, могла бы внести свой весомый вклад и в представление интересов потребителей туристских продуктов.
Значительный поток жалоб по туристской деятельности в основном связан с претензиями о недостоверности рекламы и нарушением прав потребителя на безопасность услуги, а также жалобами на несвоевременное информирование туристов об изменениях в программе тура (начиная от времени вылета и заканчивая заменой отеля или даже региона отдыха). Зачастую турфирмы предоставляют туристам недостоверную или неточную информацию о туре, умалчивая о том, что пункт вылета или цена тура еще не установлены окончательно и могут быть изменены.
Однако благодаря новому законодательству Республики Казахстан в области защиты прав потребителей от 1 июля 2009 года статья 30 четко регламентирует права и обязанности ассоциаций (союзов) общественных объединений потребителей и наделяет их широким спектром полномочий – начиная от экспертных проверок и возможностью представлять и защищать права и законные интересы потребителей в суде, других государственных органах, а также иных общественных объединениях в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В этой связи вопрос создания туристской ассоциации/общественного объединения, представляющего интересы туристов, становится как никогда актуальным.
В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» от 1 июля 2009 года турист вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о туристском предприятии и о путешествии. В свою очередь Закон Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан» от 13 июня 2001 года в главе 2 «Государственное регулирование туристской деятельности» (статья 8 пункт 4) одним из принципов государственного регулирования туристской деятельности определяет обеспечение безопасности, защиты прав туристов и лиц, осуществляющих туристскую деятельность, Республики Казахстан и их объединений, а также защиту их интересов и имущества. Статья 26 закона налагает на турфирмы обязательство информирования туристов обо всех аспектах путешествия, обо всех рисках, с которыми туристы могут столкнуться, и мерах профилактики.
Уполномоченный орган в сфере туризма обязан информировать туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности в стране (месте) временного пребывания. Для осуществления мер безопасности данный закон статьей 25, пунктом 4 подробно раскрывает обязанности и туриста, который должен соблюдать во время путешествия правила личной безопасности. Исполнение этой обязанности также зависит и от той информации, которую турист получит от отправляющей его фирмы (это может быть информация о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды).
Отправляясь в путешествие, человек имеет своей первостепенной целью отдых, активный или пассивный, причем зачастую не ограниченный никакими рамками условностей. Туристы, находясь на отдыхе, позволяют себе то, чего бы, возможно, никогда не совершили в месте постоянного проживания. Но преобладающее большинство туристов не имеет ни малейшего представления об особенностях страны отдыха, о местных обычаях и традициях, о правилах поведения в общественных местах и допустимом стиле одежды. И именно подобная «туристская безграмотность» порой приводит к неприятным, а порой и трагичным последствиям.
Международные конференции Всемирной туристской организации (ВТО) неоднократно отмечали, что к туризму и путешествиям человека надо готовить. На Гаагской межпарламентской конференции по туризму 1989 г. было отмечено, что соответствующее воспитание широкой общественности, начиная со школы, образование и обучение являются крайне важным делом для туристской индустрии и развития туризма.
Также было бы нелишним обязать турпредприятия и туроператоров создавать сопроводительные информационные листки к путевке туристского путешествия, которые должны быть снабжены подробнейшей информацией – начиная от типа и вида туристского путешествия, пунктов пребывания, продолжительности пребывания и условий размещения в каждом пункте обслуживания (тип здания, число мест в номере, его санитарно-техническое оборудование), перечня услуг, предоставляемых за дополнительную плату, и заканчивая дополнительной информацией (о возрастных ограничениях, приеме родителей с детьми, прочая информация и рекомендации, вытекающие из особенностей и специфики конкретного тура или направления).
Огромное внимание вопросу безопасности туризма уделили руководство Министерства туризма Мексики и Совет по развитию туризма столичной мэрии Мехико. ПрограмПрограмма безопасности туризма Мексики включает такие меры, как создание информационных пунктов в местах въезда иностранных туристов в аэропортах, морских терминалах и других пограничных пунктах для оказания консультативной и иной помощи туристам; издание информационных материалов о социально-культурных, исторических и национальных особенностях Мексики (о местах повышенной криминогенной обстановки); на законодательном уровне принять меры по ужесточению наказания за обман туристов водителями такси, служащими отелей, ресторанов, магазинов и других предприятий обслуживания; создание «туристской полиции» и многое другое.
Государственная программа развития туризма в РК на 2007-2011 годы в статье 5.6 «Информационное обеспечение туризма» уделяет огромное значение применению новейших информационных технологий, которые позволяют на постоянной основе предоставлять всю необходимую информацию о туристских возможностях Казахстана. В соответствии со статьей 5.7 безопасность туриста напрямую зависит от политики государства, мер, предпринимаемых туроператорами и турагентами при организации туров.
Следующим нормативно-правовым документом, определяющим обеспечение безопасности туриста, являются Правила предоставления туристских услуг, утвержденные постановлением Правительства РК от 16 октября 2008 года № 958. Правила содержат подробную информацию, какие сведения должна содержать информация о туристском продукте, и налагают обязательства на лицо, осуществляющее туристскую деятельность, оснащать офис необходимой доступной, достоверной информацией для туриста о предоставляемых им услугах (ст. 13). Статья 17 постановления обязывает лица, осуществляющие турдеятельность, за 3 дня до начала путешествия в письменной форме представить туристам сведения об особенностях путешествий, включающих всю необходимую и достоверную информацию.
Роль средств массовой информации в информировании туристов очень велика, причем настолько, что они могут сформировать как позитивное, так и негативное отношение к инциденту, произошедшему с туристами в том или ином туристском центре. Очень важно, чтобы эти источники не искажали или излишне не драматизировали истинное положение дел, а преподносили очевидные и бесспорные истины и стандарты в области безопасности туризма. СМИ могут распространить соответствующую информацию, которая дает возможность путешественникам пересмотреть маршруты своих поездок.