Актуальные вопросы развития туризма в Казахстане
Термин «туризм» сейчас широко известен, но далеко не каждый даже из ученых-исследователей четко представляет себе определение этого понятия. Но это не мешает, однако, тому бурному процессу развития этого явления во всем мире в последнее время. Туризм даже называли бумом XX века, а в нашем XXI веке ему предрекают еще более бурное развитие.
Любители путешествий, отправляясь в путь, преследуют самые разные цели. Одни хотят познакомиться с достопримечательностями той или иной страны, другие – полюбоваться красотами природы, подышать чистым лесным или горным воздухом, позагорать на море. Для третьих туристский поход – спортивное мероприятие, четвертые отправляются в курортную местность подлечиться, поправить здоровье. Поэтому в современном туризме выделяются три основные целевые функции: познавательная, оздоровительно-спортивная и лечебная.
Туризм – понятие широкое, и в литературе можно встретить его различные определения, суть которых зависит от принадлежности исследователя к той или иной науке. Дело в том, что вследствие своей многоаспектности туризм изучают многие специалисты: географы, экономисты, социологи, архитекторы, проектировщики, медики, физиологи, психологи, правоведы, педагоги и многие другие.
Иначе говоря, туризм изучается по мере надобности разными научными направлениями, поскольку имеет многогранный характер и каждое из них разрабатывает тот или иной из его аспектов.
При всем разнообразии и многоликости у туризма есть одно свойство, отличающее его от всех иных форм отдыха. Туризм – это пространственное явление, а во многом и пространственное познание, накрепко связанное с территорией стран, регионов и континентов. Именно поэтому понятия «туризм» и «география» нерасторжимы. Ведь география – это наука, которая рассматривает природные и социально-экономические процессы в их пространственном выражении. Поэтому география уже давно находится в числе наук, интересующихся туризмом.
В настоящее время никем не оспаривается положение о том, что туризм – это отрасль экономики, призванная удовлетворять социально-культурные потребности населения, потому что туризм есть форма проявления и способ удовлетворения этих потребностей, а масштабы его свидетельствуют о том, что индивидуальные запросы людей приобрели общественный характер, стали общественно необходимой потребностью. Общепризнанным является также представление о сложившейся туристской сфере как целостной в хозяйственном отношении системе, требующей комплексного подхода в ее изучении. Это изучение должно опираться на исследования, которые в своей основе обеспечивали бы всесторонний подход к природным, техническим, экономическим и социальным подсистемам туризма. Выполнение такого рода научных исследований ведется в системе стран СНГ с 60-х годов прошлого века в рамках географической науки, а точнее – географии туризма.
Это наука изучает территориальную (пространственную) организацию (самоорганизацию) туризма, предмет ее составляют анализ и синтез форм и соотношений пространственных туристских явлений и связанных с ними процессов, изменяющих и преобразующих пространство.
Как комплексное явление туризм стал объектом междисциплинарных исследований. В настоящие время идет процесс становления новой науки – туризмологии, вклад в развитие которой вносят в первую очередь такие дисциплины, как география, экономика, менеджмент и маркетинг, социология, психология, медицина, архитектура и градостроительство, районная планировка, юриспруденция, педагогика, а также другие естественные, гуманитарные, общественные и технические науки. Но процесс развития туризмологии – долгий путь от разрозненных монодисциплинарных взглядов к созданию системных представлений о туризме. Передовая и направляющая роль в этом процессе принадлежит географии туризма, ибо она охватывает, в отличие от всех других изучающих туризм дисциплин, все аспекты туристской деятельности, т.е. и природно-географические, и социально-экономические, и экологические, и политические, и научно-технические и др.
Главная задача, которую она прежде всего должна решить, заключается в том, чтобы направить работу по изучению туризма и формированию на этой основе современной индустрии туризма в нашей стране в правильное русло. Ведь действительно Казахстану после ликвидации СССР приходится многие, казалось бы, привычные вопросы решать заново и на непростой основе. Здесь нетрудно и маху дать! Поэтому и говорю о географии туризма – науке для Казахстана совершенно новой, но призванной сыграть свою немаловажную роль в деле становления современного туризма в Республике Казахстан. Эта наука должна играть главную координирующую роль в межотраслевом исследовании туризма в нашей стране. Говорю об этом еще и поэтому, что в Казахстане полностью отсутствует научное обеспечение развития туризма, у нас нет научных структур, которые бы занимались вопросами комплексного научно обоснованного прогнозирования и долгосрочного планирования развития и территориальной организации туризма. Никто не занимается работами по выявлению и оценке рекреационных ресурсов, выработке научных концепций по организации и управлению развитием туризма.
Подытоживая вышеизложенное, мне как специалисту в этой области хотелось бы высказаться по поводу только двух, но очень важных вопросов, решение которых может сыграть определяющую роль в дальнейшем развитии туризма Казахстана.
Несмотря на широкий спектр научных направлений, интересующихся туризмом, ему как общественному явлению, вовлекающему в оборот все возрастающие массы людей, не находилось места, как это ни странно, в ряду научных дисциплин Высшей аттестационной комиссии (ВАКа) Министерства образования (ранее в СССР, а теперь в Республике Казахстан). Мощное социально-экономическое и пространственное явление, охватывающее огромные территории земного шара, существует и в то же время как бы не замечается наукой. Естественно, с таким положением мириться нельзя, и потому необходимо, на мой взгляд, сделать следующее.
В научную номенклатуру специальностей ВАКа Республики Казахстан необходимо включить, как минимум, три новые специальности – «экономика туризма», «география туризма» и «педагогика туризма», соответственно, в разделы экономических, географических и педагогических наук.
Введение специальности «экономика туризма» позволит охватить научным изучением социально-экономические и некоторые другие аспекты туристской деятельности. По ней могут присуждаться ученые степени кандидата и доктора экономических наук в существующих спецсоветах республики, где разрешена защита таких диссертаций.
Специальности «география туризма» и «педагогика туризма» должны быть выделены под отдельным шифром среди других географических и педагогических наук.
Здесь хотелось бы высказать свое мнение (которое, кстати говоря, разделяется практически всеми собеседниками, с которыми говорил на эту тему) по поводу готовящейся в республике отмене инстититута кандидатов и докторов наук и введения вместо него инстититута докторантов PhD. На мой взгляд, это опрометчивый шаг, тем более что ни одно другое государство СНГ такого не планирует. Нельзя слепо и бездумно копировать Запад. Ведь там практически вся наука находится в университетах, и студенты привлекаются в связи с этим к полноценным научным изысканиям и становятся действительно научными работниками. Наши же доктора PhD – это практически те же студенты, только проучившиеся на три года больше. И ни в какое сравнение с кандидатом и тем более доктором наук они не идут. Это потому что серьезной науки в вузах Казахстана нет, за исключением КазНУ им. аль-Фараби и некоторых других вузов.
Поэтому, на мой взгляд, Министерству образования и науки, наряду с введением института докторов PhD, надо сохранить и институт кандидатов и докторов наук, по крайне мере, еще лет на десять.
Перечисленные выше три специальности необходимо ввести также в качестве учебных специальностей в реестр Министерства образования Республики Казахстан. Это очень важно и актуально, ибо организация подготовки кадров для системы туризма в нашей стране находится на такой стадии, что требует кардинального решения этой проблемы.
Дело в том, что сейчас в стране подготовкой туристских кадров заняты порядка 30 с лишним вузов и их филиалов. Для большинства из них существуют проблемы, связанные с нехваткой необходимых средств, отсутствием учебных помещений, преподавателей, пособий, баз практик и др. Поэтому Министерству образования и науки необходимо взяться за упорядочение мер по наведению порядка среди вузов, готовящих туристские кадры.
Для этого необходимо пересмотреть состав вузов с целью их сокращения или объединения в связи с нехваткой квалифицированных преподавателей по данной специальности. Предусмотреть в связи с этим функционирование следующих вузов по подготовке туристских кадров: КазНУ им аль-Фараби, Казахская академия спорта и туризма, КазНПУ им. Абая, университет «Туран» (г. Алматы), Евразийский национальный университет им. Гумилева (г. Астана), Восточно-Казахстанский университет (г. Усть-Каменогорск), Западно-Казахстанский университет (г. Уральск), Северно-Казахстанский университет (г. Петропавловск), Карагандинский университет (г. Караганда) и Южно-Казахстанский университет (г. Шымкент). В оставшихся после ревизии вузах сохранить специализации, ранее сложившиеся в них (например, в Казахской академии спорта и туризма – спортивный туризм, в КазНПУ – детско-школьный туризм, в ЮКГУ – экскурсионный и религиозный туризм и т.п.). В КазНУ же сохранить подготовку специалистов широкого профиля, способных работать, как минимум, в четырех следующих направлениях туристской деятельности: научном, проектно-изыскательском, организационно-управленческом и педагогическом.
Специальность «экономика туризма» может быть введена на экономических факультетах, специальность «География туризма» – на географических факультетах университетов. При этом экономические факультеты должны готовить конкретных специалистов для отдельных отраслей туристско-экскурсионного обслуживания (например, менеджеров, бухгалтеров туристских предприятий и организаций, менеджеров гостиничного хозяйства, руководителей туристских групп, гидов-экскурсоводов и т.п.).
В университетах же по специальности «география туризма» предусмотреть подготовку специалистов широкого профиля – менеджеров и организаторов внутреннего и международного туризма. Человек, получивший специальность «география туризма», будет обладать соответствующими знаниями, чтобы стать организатором использования свободного времени, и не только руководителем туристских групп или предприятий либо работником бюро путешествий, но таким специалистом, который сумеет запрограммировать, заинтересовать и организовать использование свободного времени, которым располагают как отдельные личности, так и определенные социальные и профессиональные группы населения. Университетское географическое образование, поддерживаемое на высоком уровне, является настолько универсальным, что дает выпускнику возможность делать выбор среди широкого спектра профессий, связанных с туризмом, выдерживать конкуренцию с людьми, которые готовились по конкретной, узкой специальности.
Такая разница в подготовке специалистов для системы туризма на экономических и географических факультетах обуславливается различными подходами экономики и географии к туризму. Экономика, как известно, изучает экономическую (или производственную) сферу деятельности человеческого общества, тогда как география изучает весь спектр человеческой деятельности в ее пространственной (территориальной) организации, то есть в том числе и экономическую. Это в полной мере относится и к туристской деятельности, т.е. специальность «география туризма» как бы включает в себя «экономику туризма», а это значит, что по первой из них готовится специалист широкого профиля, тогда как по второй – узкоотраслевого.