01 Июля 2010 00:00

Подготовка менеджеров туризма

Схемы научного обоснования средств обучения менеджера активных видов туризма (на примере рекламно-информационной деятельности)

Исследование проблем создания учебных средств в подготовке к рекламно-информационной деятельности менеджеров именно активных видов туризма нами предпринято по следующим обстоятельствам:
1) именно в активных видах туризма проявляются все социальные функции туризма как глобального явления;
2) из всего объема туристско-рекреационных ресурсов Казахстана основную часть составляют природные ресурсы, которые можно использовать, организуя активные туристские путешествия;
3) активные туристские путешествия дают максимальный оздоровительный эффект, увеличивая продолжительность жизни людей и улучшая качество жизни;
4) именно эксплуатация активных туристских путешествий дает максимальную прибыль в туристском бизнесе. Самым дорогостоящим наземным туром на нашей планете является восхождение на Эверест ($65 000 с каждого клиента), а в Казахстане такое первенство относится к восхождению на высочайшую вершину республики Хан-Тенгри (от $5000 до 10 000 с каждого клиента).
В настоящее время в вузах, готовящих менеджеров туризма, сложилась парадоксальная ситуация: формирование знаний и умений рекламы туризма не планируется в Государственном общеобязательном стандарте образования (ГОСО РК 3.08.368 – 2006) по специальности 050902 «Туризм», хотя именно с рекламы начинается любой бизнес, и реклама является важным фактором развития любого бизнеса.
Структурно-содержательный анализ всех источников обоснования исследуемого сегмента «Профессиограммы менеджера туризма» выявил не только перечень, но недостатки и противоречия их содержания. Так, выявились следующие противоречия в тексте действующего ГОСО – РК 3.08.368-2006. С одной стороны, в ГОСО отмечено:
1) в разделе 7 «Основные общенациональные цели образования и иерархия целей по циклам дисциплин» указано, что «общенациональной целью образования по специальности 050902 «Туризм» является обеспечение условий для получения полноценного, качественного профессионального образования, профессиональной компетенции в области туристско-рекреационной деятельности (ГОСО);
2) в разделе 6.2 «Объекты профессиональной деятельности» указано, что «объектами профессиональной деятельности бакалавра по специальности 050902 «Туризм» являются (в числе других) рекламные агентства, занятые продвижением туристских услуг на внешнем и внутреннем рынке;
3) в разделе 6.5 ГОСО «Функции профессиональной деятельности» сказано, что «выпускник специальности 050902 «Туризм» должен быть подготовлен к выполнению (в том числе) организации рекламно-информационной деятельности;
4) в разделе 6.8 «Содержание профессиональной деятельности» указано: «Проведение маркетинговых исследований и организация рекламных кампаний по продвижению предлагаемых туристской фирмой услуг на внутренний и международный рынок».
С другой стороны, в содержании действующего ГОСО нами установлены сегменты, противоречащие указанным:
1) в обязательном компоненте ГОСО отсутствует учебная дисциплина «Рекламно-информационная деятельность в туристском бизнесе»;
2) в перечне базовых дисциплин ГОСО имеется содержание образовательной программы по дисциплине «Маркетинг туризма» (МТ 2207), однако здесь нет ни одного вопроса, который бы давал информацию по рекламно-информационной деятельности в туристском бизнесе;
3) и только в содержании образовательной программы по дисциплине «Психология туристской деятельности» последний вопрос называется «Психология рекламы туристских товаров и услуг».
Таким образом, в общетеоретической части Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан признается необходимость знаний и умений менеджера для рекламно информационной деятельности, и даже возможность работы менеджера туризма в рекламных агентствах, занятых продвижением туристских услуг на внутренний и внешний рынок. Однако ГОСО не предусматривает специальной дисциплины для формирования адекватных знаний и умений менеджера туризма. В этой части действующий ГОСО по специальности «Туризм» нуждается в изменениях и дополнениях.
Для выполнения первой задачи нам потребовалось выстроить иерархию отдельных блоков информации, которые необходимы для обоснования структуры и содержания сегмента «Профессиограммы менеджера туризма», обеспечивающего знания и умения для успешной рекламно-информационной деятельности (схема № 1).
Первым базовым блоком информации для научного обоснования профессиограммы менеджера туризма является содержание цели и функций туризма как глобального социального явления. В научной литературе отмечается, что глобальной целью туризма является максимальное увеличение продолжительности и улучшения качества жизни человека.
Примечательно, что активные виды туризма имеют потенциал для реализации всех функций туризма, и прежде всего оздоровительной и познавательной.
Производной от базового блока является информация, включающая в себя цель и содержание рекламно-информационной деятельности в сфере активных видов туризма. Целью рекламно–информационной деятельности можно считать как систему распространения информации о различных туристских программах, способствующих большему количеству людей увеличить продолжительность и улучшить качество жизни. К содержанию этого блока информации следует отнести наиболее эффективные мероприятия, максимально способствующие достижению указанной цели.
Следует отметить, что в настоящее время для обоснованного выяснения цели и содержания рекламно-информационной деятельности в сфере туризма необходимо опираться на два других блока информации:
а) рекомендации экспертов в сфере туризма и профессиональной подготовки менеджеров туризма, маркетинга и рекламы;
б) требования работодателей к должностным обязанностям менеджеров туризма, маркетинга и рекламы на рынке труда.
Исследование рынка труда в г. Алматы и сравнение показателей рынка других городов Казахстана и России выявило, что специалисты по рекламе за последние 4 года прочно удерживали первые рейтинги.
Следующий этап нашего исследования рынка труда в сфере туризма был посвящен анализу требований, предъявляемых работодателями к претендентам на вакантные должности: менеджер по туризму; менеджеры рекламы; менеджеры по маркетингу; бренд-менеджеры.
Первая должность менеджера по туризму является в нашем исследовании базовой. Именно этой квалификации менеджеров мы готовим по специальности «Туризм». Должности менеджеров по бронированию и продаже билетов (на различные виды транспорта) и гидов-экскурсоводов (руководителей туристских групп) также относятся к специальности «Туризм». Функциональные обязанности указанных должностных лиц во многом совпадают с функциональными обязанностями менеджера туризма. Тем более что на практике туристского бизнеса указанные должностные лица находятся в подчинении менеджеров по туризму в средних и крупных туристских предприятиях. На этом основании нами проводились исследования требований работодателей к претендентам на указанные должности.
Выполнение второй исследовательской задачи потребовало от нас составить схему обоснования структуры и содержания типовой учебной программы по курсу «Рекламно-информационная деятельность в туристском бизнесе». Согласно выстроенной нами схеме базовая информация типовой учебной программы по курсу должна быть заложена в сегмент ГОСО, обеспечивающий знания и умения менеджера туризма по рекламно-информационной деятельности. Производным от этого сегмента должно быть содержание типовой учебной программы по курсу «Маркетинг в сфере туризма». И, наконец, производным от указанной программы должна быть типовая учебная программа по курсу «Рекламно-информационная деятельность в туристском бизнесе» (схема № 2).
Структура и содержание проекта типовой программы по курсу «Рекламно-информационное обеспечение туристского бизнеса» обоснованы автором по следующим источникам информации методом исследования:
а) структурно-содержательный анализ (ССА) структуры и содержания подобных программ, составленных как казахстанскими (Т.А. Егорова), так и зарубежными авторами в предшествующий период;
б) анализ содержания и структуры учебников и учебных пособий (имеющих информацию о РИД в сфере туризма) белорусских (А.П. Дурович, А.С. Копанёв), киргизских (Т. Камчыбеков, В. Залепо, Б. Беккулиева) и российских (Д.С. Ушаков) специалистов;
в) анализ информации, помогающей менеджерам туризма в продвижении турпродукта на отечественном и зарубежном рынках (на этом основании в программу включена тема «История и теория рекламной деятельности»;
г) анализ проблем туристской деятельности в РК. Например, по данным Лиги защиты потребителей Казахстана за 2009 г. из более десяти тысяч жалоб, полученных организацией, абсолютное количество которых (6038) касалось качества туристских услуг. В большинстве случаев основанием подачи жалоб было несоответствие качества и номенклатуры оказанных турфирмой услуг, указанных в договорах и рекламных объявлениях. Именно поэтому в проект учебной программы нами включена тема «Правовые и этические нормы рекламных материалов»;
д) анализ позитивного опыта дальнего зарубежья (Англия) и тенденцию роста продаж продуктов через Интернет-магазины, позволившие нам включить в программу такие новые темы, как «Электронные путешествия как средство туристской рекламы», «Туристские информационные сети как средство рекламы».
Выполнение третьей исследовательской задачи потребовало от нас составить схему обоснования структуры и содержания учебного пособия по курсу «Рекламно-информационная деятельность в туристском бизнесе». Согласно выстроенной нами схеме базовая информация учебного пособия по курсу должна быть заложена в типовую учебную программу по курсу «Рекламно-информационная деятельность в туристском бизнесе». Производной от типовой учебной программы является учебное пособие по курсу на бумажном носителе, а производной от него – учебное пособие по курсу на электронном носителе (схема № 3).
Анализ рекламной деятельности в организациях индустрии туризма выявил ее важную роль в конечном результате работы менеджеров. При найме на работу менеджеров туризма работодатели не выдвигают специальных требований к знаниям и умениям по рекламно-информационной деятельности кандидатов. Подобного рода требования работодатели предъявляют к кандидатам на должности менеджеров по маркетингу, менеджеров по рекламе и работе с клиентами, менеджеров по продаже услуг. Это позволяет нам выявить те знания, умения и навыки рекламно-информационной деятельности, которые необходимы менеджеру туризма для максимальной эффективности туристского предприятия, в котором он работает. И на основании этих данных есть возможность сформировать систему учебных средств для адекватной подготовки будущего управляющего туристской структурой. Необходимо ввести в Государственный общеобязательный стандарт образования по специальности «Туризм» учебную дисциплину «Рекламно-информационная деятельность в туристском бизнесе» в качестве обязательной и утвердить ее типовую программу. После этого опубликовать учебное пособие по данной дисциплине, созданное для обучения менеджеров туризма по кредитной системе. 

    Тэги:

    Нет комментариев. Будьте первым

      Оставьте комментарий

      Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

      Подписка на рассылки

      Хочешь всегда быть в курсе событий мира путешествий, подпишитесь на наши новости