02 Сентября 2010 00:00

Большому плоту – большое плавание

Начиная с 60-х годов прошлого века и до лихих 90-х сплав по реке Или был очень популярен у алматинских туристов. Сплавлялись на чем могли, но в основном это были самодельные примитивные плоты. И вот в 2010-м на воду было спущено плавсредство, основная площадка которого устанавливалась на 15 (!) резиновых камерах большегрузного автомобиля, позволяя таким образом взять «на борт» четыре десятка путешественников.

Когда стало известно, что учебно-спортивная база «Талгар» сконструировала двухпалубный плот большой грузоподъемности, это вызвало большой интерес как у любителей водного туризма, так и у специалистов по подготовке туристских кадров. 
Преподаватели кафедры туризма и сервиса Казахской академии спорта и туризма с радостью приняли предложение директора АУСБ «Талгар» Анатолия Денисенко поучаствовать в пробном плавании нового плота. Расчет прост – если эксплуатационные качества плота окажутся высокими, то его можно будет использовать в практических занятиях с будущими менеджерами активных видов туризма.
24 июля мы выехали из Алматы в урочище Тамгалы-Тас, знаменитое своими отвесными скальными стенами, на которых издали видны промаркированные трассы для тренировок и соревнований скалолазов. Это место спортсмены стали осваивать более полувека назад. Но намного раньше ученые обнаружили здесь древние наскальные изображения, в том числе самое старое в Казахстане изображение Будды. Тамгалы-Тас (каз. Тамғалы-Тас, «камни со знаками/ писанные камни») – урочище, где на скалах сохранилось множество петроглифов, изображений таинственных божеств, поздних буддистских надписей. Существует легенда, что в X веке, когда одна из буддистских миссий, совершавшая поход в Семиречье, остановилась на берегу реки Или, произошло землетрясение, во время которого на землю упал большой кусок скалы, что было расценено миссионерами как знак необходимости возвращения в Индию. На отколовшемся куске скалы они высекли три изображения Будды. Вообще же среди петроглифов выделяют около тысячи скальных изображений. Помимо буддистских рисунков и надписей имеется камень с древнетюркскими руническими письменами VIII-IX веков, предположительно оставленными кипчакам.
Преподаватели КазАСТ, знатоки этих мест, сразу провели для новичков небольшую экскурсию по достопримечательностям урочища. Затем было купание в реке, солнечные ванны и дружеская беседа за обеденным столом…
Но вот уже прибыл грузопассажирский КамАЗ с деталями плота, и мы выехали к месту старта. А уже через 40 минут началась сборка плота на учебно-тренировочной базе МЧС. 
Мне впервые пришлось видеть плавсредство, основная площадка которого устанавливалась на 15 резиновых камерах большегрузного автомобиля. На нижнем досчатом настиле была установлена металлическая конструкция, позволяющая смонтировать второй этаж. Кстати, несмотря на высоту, конструкция оказалась весьма устойчива на воде. При этом грузоподъемность плота позволяла совершать безопасное плавание четырем десяткам взрослых людей. 
И вот после 1,5-часовой сборки плот был готов. Мы начинали сплав, посвященный, кстати, Дню морского и речного флота РК… 
День был субботний, и по обоим берегам реки расположились многочисленные рыбаки, которые нас громко приветствовали. В сумерках мы видели вспышки света – наше необычное двухпалубное плавсредство фотографировали почти со всех рыбацких стоянок. А мы со своей стороны наблюдали необычайно красивые пейзажи, отраженные в последних лучах уходящего солнца, в то время как наш плот показывал свои отличные мореходные, вернее, рекоходные качества и надежную управляемость (плот управлялся двумя тяжелыми металлическими греблями, расположенным на носу и корме). Интересно, что основными рулевыми, сами того не планируя, оказались мастера горного туризма А. Артемьев и В. Вуколов. Причем командовал сплавом мастер спорта по скалолазанию А. Денисенко. 
После некоторых приключений мы благополучно причалили несколько ниже нашего лагеря, к которому пришлось идти пешком. Фактически мы выполнили первый ходовой день стандартного водного туристского похода первой категории сложности по маршруту: г.Алматы – г. Капчагай – Капчагайская ГЭС – сплав по реке Или до поселка Акжар.
Надеемся, что это необычное путешествие поможет развитию водного туризма г. Алматы. По крайней мере, в том, что данное плавсредство будет популярно у туристов, сомневаться не приходится. Поэтому педагоги, обучающие будущих менеджеров туризма в Казахском национальном университете им. аль-Фараби и Казахской академии спорта и туризма, уже планируют дальнейшее системное использование этого нового плавсредства. Перефразируя известную фразу, пожелаем нашему большому плоту большого плавания.  

 

    Тэги:

    Нет комментариев. Будьте первым

      Оставьте комментарий

      Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

      Подписка на рассылки

      Хочешь всегда быть в курсе событий мира путешествий, подпишитесь на наши новости