ВЫСОЧАЙШАЯ ВЕРШИНА ЕВРОПЫ
Горные вершины издавна привлекали людей и чаще всего не из меркантильных соображений, а именно как туристский объект. Особую популярность среди любителей активного туризма и экстремальных путешествий получили горные вершины, имеющие ярко выраженные отличия от других: красивые контуры, труднодоступные, превосходящие по высоте и т.д. Поэтому закономерно, что сегодня многочисленные турфирмы с успехом продают на мировом рынке тур «Высочайшие вершины семи континентов», а спортивные команды совершают на них самостоятельные восхождения.
Эльбрус (кабардинское название Ошхомахо, балканское – Минги-Тау) – высочайшая вершина Кавказа и всей Европы. Современное название вершины происходит от персидского слова «эльброс».
Эльбрус представляет собой сложенный в основном андезитами конус потухшего вулкана на высоком цоколе из гранитов и кристаллических сланцев. Западная вершина (высота 5642 м) и восточная (5621 м) разделены между собой глубокой седловиной (5325 м). Сама гора покрыта шапкой фирна и льда, с которой спускается 54 ледника общей площадью 134,5 кв. км.
Впервые восточная вершина Эльбруса была достигнута в 1829 году проводником русской экспедиции кабардинцем К. Хашировым, а западная – в 1874 году английскими альпинистами во главе с Ф. Грове и балкарцем А. Саттаевым. В советское время Эльбрус стал объектом массовых восхождений.
Анализ особенностей трансфера участников в Кабардино-Балкарскую республику, на территории которой находится Эльбрус, показал, что из Курска (где проживала основная часть команды) к месту базирования целесообразней добираться на легковой машине. Это позволило не только за два световых дня (с одной ночевкой в кемпинге) преодолеть расстояние около 1700 км с экспедиционным грузом около 300 кг, но и использовать автомобиль для дальнейших внутримаршрутных перемещений.
Выехав утром 19 августа, мы к вечеру следующего дня прибыли в знаменитый спартаковский альпинистский лагерь «Шхельда», расположенный у слияния рек Шхельда и Адыл-су. Последняя декада августа в здешних местах – это конец летнего туристско-альпинистского сезона, поэтому в лагере находилось всего три команды – не более 35 человек, в том числе 20 альпинистов из Чехии, прибывших на Кавказ на двух микроавтобусах.
Примечание. Стоимость ночевки в «Шхельде» составляет 250 росс. руб. с человека, а пообедать в столовой лагеря можно за 100 росс. руб.
Сама система тренировок и акклиматизации была построена так, что совершались три выхода в среднегорную и высокогорную зону с постепенным набором высоты от 2000 м (высота расположения самого лагеря) до 3800 м над уровнем моря.
Погода стояла теплая, почти безветренная, без осадков. На четвертый день на машине мы за 40 мин. переехали в Терскол на поляну Азау и по канатной дороге поднялись до высоты 3780 м (станция Гара-Баши). Далее, совершив подъем по пологому (до 30 градусов) снежно-ледовому склону до «Приюта одиннадцати» (4200 м), мы в тот же день спустились в наш лагерь. Условия этого тренировочного выхода значительно отличались от предыдущих – дул порывистый ураганный ветер до 60 м/сек. со снегом и мороз до минус 20 градусов.
Одновременно с нами выход с отметки «3780 м» начинали еще четыре команды, в том числе две из дальнего зарубежья. Однако поляки и венгры из-за низкой температуры воздуха и угрозы обморожения повернули назад. У нас же все трое участников благополучно выполнили поставленную задачу, дойдя до отметки «4200 м».
Горячий душ, плотный ужин и девятичасовой крепкий сон восстановили наши силы.
Пятый день акклиматизации начался, как обычно, с зарядки. После завтрака было решено, что перед началом восхождения мы поднимемся до границы леса в Шхельдинском ущелье, чтобы более подробно ознакомиться с лагерем и его окрестностями.
Сам альпинистский лагерь «Шхельда» расположен в сосновом бору на слиянии двух рек, в месте весьма удобном для занятий альпинизмом. Это позволило нам на второй день пребывания на Кавказе за три часа в неспешном темпе дойти до ледника Кашка-Таш, расположенном в верховьях реки Адылсу. Здесь мы провели ледовые занятия, где новичок Артем (27 лет, маутинг-байкер, принципиальный противных табакокурения и потребления алкоголя) получил начальные навыки ледовой подготовки – прохождение снежно-ледовых склонов в кошках, работа с ледорубом и ледобурными крючьями. А члены команды с горным опытом – Владимир (59 лет, мастер спорта международного класса по горному туризму, первый разряд по альпинизму) и Сергей (50 лет, инструктор по альпинизму, кандидат в мастера спорта по альпинизму) обновили свою ледовую технику.
Шестой день акклиматизации – повторный переезд на автомобиле к поляне Азау, подъем по канатной дороге до 3780 м и переход к «Приюту одиннадцати» (4200 м). В этом месте по направлению к вершине проходят две гряды скальных выходов, в нижней части которых построены деревянные домики-приюты и базируется отряд МЧС.
Большинство команд, решивших взойти на Эльбрус, а это в основном студенты вузов, ночуют в палатках. Иностранные команды из коммерческих групп базируются, как правило, у верхней точки канатной дороги (3780 м) в так называемых «бочках» – металлических цилиндрообразных помещениях (700 росс. руб. – одна ночевка с самостоятельным приготовлением пищи).
Наша команда разделилась – Владимир выбрал для ночевки хижину (400 росс. руб. ночевка без питания), двое остальных разместились в палатке.
После обеда по ледовому склону был проведен тренировочный выход на кошках до верхней части скал «Приюта одиннадцати» (4550 м). Подход сюда все группы осуществляют по следам ретраков – мощных тракторов с широкими гусеницами и бульдозерной лопатой. На отметке «3780 м» базируется более десятка таких машин, которые выравнивают снежные склоны для горнолыжников и сноубордистов. Кроме того, ретраки возят всех желающих (от 3780 до 4200 м – 400 росс. руб. с человека, от 4200 до 4800 м – 1200 росс. руб.).
Спуск к месту ночевки на «4200 м» прошел нормально, но неожиданно от ужина отказался Артем – его подташнивает, беспокоит усилившаяся головная боль. К вечеру его самочувствие ухудшается, и уже утром было решено, что Сергей проводит его до канатной дороги, и тот вернется в «Шхельду».
Погода в этот – седьмой после прибытия на Кавказ – день стояла отличная, и была возможность наблюдать в бинокль за передвижением групп, вышедших на восхождение.
К восьми часам утра пять групп по 7-8 человек преодолели отметку «5000 м» и начали выходить на так называемый косой траверс, выводящий к седловине между восточной и западной вершиной Эльбруса (5350 м). Пока группы находились в пределах видимости, от каждой из них отделились и пошли вниз по 2-3 человека. Приблизительно через час с седловины начали спускаться еще несколько человек. Таким образом, только пятая часть восходителей сумела в этот день достичь западной вершины Эльбруса (5642 м), хотя погода, повторяю, стояла отличная.
Весьма долгим было обсуждение того, что делать в этот день нам, не принимавшим участия в сопровождении вниз больного. Гиды двух ночевавших в хижине коммерческих групп считали, что перед восхождением целесообразен день отдыха с легкой прогулкой по ближайшим склонам. Другая часть восходителей, в том числе и автор этих строк (вспомнив литературу об Эльбрусе), решили, что для более надежной акклиматизации полезнее подняться до отметки 5000 метров. Что мы и сделали. Одев кошки, мы по следам ретрака вышли к верхней части скального массива (4800 м), именуемого скалами Пастухова. Затем поднялись еще выше на 200 м до места, где начинается косой траверс на седловину между восточной и западной вершиной Эльбруса. Указанный скальный массив назван по фамилии первого русского восходителя на Эльбрус (западная вершина) – поручика геодезической службы Андрея Васильевича Пастухова.
Восьмой день путешествия начался рано – мы встали в 2 часа ночи, легко позавтракали и надели на себя все теплые вещи. Накануне мы узнали, что с отметки «3780 м» ретрак везет к скалам Пастухова группу иностранных восходителей и решили воспользоваться подвернувшейся оказией. В 2 часа 30 минут мы сели на ретрак, который, натружено гудя двигателем, двинулся вверх по склону. Окружающий нас пейзаж был фантастическим: огромное бездонное черное небо, усеянное крупными яркими звездами, десятки огоньков идущих вверх восходителей, мороз и холодный ветер.
По мере подъема машины ледовый склон становился все круче, доходя до 45 градусов. Нам было все труднее удерживаться в кузове ретрака, чтобы зубьями кошек не поранить своих соседей. Приблизительно через полчаса мы выгрузились из ретрака и в полной темноте двинулись вверх по крутому ледовому склону. Направление движения колонны из 15 участников определяли два гида коммерческих групп. Температура воздуха с холодным ветром не менее 30 м/сек. достигла минус 20°С, и, несмотря на термобелье, пуховые куртки, брюки и ветрозащитные костюмы, было очень холодно. Через каждые 50 шагов колонна делала остановку для восстановления дыхания. Постепенно крутизна тропы уменьшилась, и к семи часам утра мы вышли на седловину между западной и восточной вершиной Эльбруса. Здесь мороз и ветер усилились, и отдых был коротким – несколько глотков чая – и вперед. О силе ветра на седловине свидетельствовали развалины знаменитой, часто упоминаемой в литературе хижины.
С седловины на западную вершину по ее восточному склону тропа траверсом идет на юго-запад. Склон имеет крутизну до 60°, и в случае срыва альпинист почти неминуемо падает на скалы седловины. Такое, к сожалению, случалось неоднократно, и чаще всего на спуске. Почти после часа подъема траверс выводит нас на предвершинное плато, по которому еще через 25 мин. ходьбы мы поднимаемся на пятиметровую возвышенность. Это и есть вершина, на которой возвышается серый камень, увешанный вымпелами и флажками предыдущих восходителей. Отсюда открывается великолепная панорама вершин западной части главного Кавказского хребта Абхазии, за которыми скрывается гладь Черного моря.
На вершину мы вышли в 8 часов 45 минут, таким образом, сюда от скал Пастухова мы прошли за четыре часа пятнадцать минут. Это хороший результат, впереди нас в этот день на вершине были только два человека.
После традиционного фотографирования, подгоняемые холодом, мы начинаем спуск на плато, а затем по косому траверсу к седловине. Снежно-ледовый склон на спуске более опасен, чем подъем, поэтому идем медленно, используя страховку через ледоруб. Вообще на этом месте вполне уместны веревочные перила, закрепленные на ледобурных крючьях.
Об этом мы говорили двум спасателям МЧС после спуска на седловину. Спасатели соглашаются, говорят, что они неоднократно навешивали перила, но веревку… воруют восходители.
После отдыха и легкого завтрака начинаем спуск с седловины к скалам Пастухова. Самочувствие отличное, и этот участок пути проходим за полтора часа, еще час понадобился для спуска до отметки «4200 м». После отдыха и обеда, уложив рюкзаки, приходим к канатной дороге и по ней спускаемся на поляну Азау. Здесь на своей машине нас встречает уже вполне оправившийся от горной болезни Артем. Через час мы прибываем в лагерь, а там – горячий душ, ужин и крепкий сон в сосновом бору.
На девятый день мы уезжаем из гостеприимной «Шхельды», предварительно получив сертификаты о восхождении в поисково-спасательном отряде. По дороге пьем воду из нарзанного источника, покупаем сувениры у подножья горы Чегет и с сожалением покидаем Кавказ.
Первые 100 км пути нам портят настроение местные наряды ГИБДД – по явно надуманным поводам мы пять раз заплатили штраф. Так продолжалось до тех пор, пока мы не въехали на территорию Краснодарского края.
И теперь самое важное для нас то, что восхождение на Эльбрус стало одним из этапов подготовки нашей команды для штурма высшей точки Американского континента – Аконкагуа (6962 м), о котором мы непременно расскажем в следующих номерах журнала.
Результаты исследования
Решение поставленных исследовательских задач при восхождении на Эльбрус позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Основным туристским объектом маршрута является сама двухглавая вершина Эльбруса – высшая точка Европы. Поэтому она так привлекает именно европейских восходителей. К важным сопутствующим объектам маршрута относятся: альпинистский лагерь «Шхельда», в котором целесообразно базироваться при подготовке к штурму вершины. Кроме того, весьма интересны для туристов рынок у подножья горы Чегет и находящиеся в этом же ущелье нарзановые источники.
2. Транспортное обеспечение в данном туре имеет, по нашему мнению, следующий оптимальный вариант: самолетом перелететь в Москву, а далее на легковом автомобиле (или нескольких автомобилях в зависимости от количества участников) с московскими номерами (они менее уязвимы для коррупции со стороны местного ГИБДД). Легковые автомобили эффективны и как внутримаршрутные средства транспорта.
Базироваться в акклиматизационный период рекомендуется в альпинистском лагере «Шхельда», а в предштурмовые и штурмовой дни в домиках на «Приюте одиннадцати» (4200 м).
3. За два месяца до мероприятия следует послать письмо-ходатайство от проводящей организации и копии паспортов участников в Кабардино-Балкарское региональное управление пограничной службы России для получения пропусков в пограничную зону. Можно получить такие пропуска и по прибытии в Кабардино-Балкарию, но это может занять несколько дней. Все участники должны иметь действующие паспорта с указанием места прописки.
4. Расходы по данному туру составили 15 тысяч российских рублей на человека плюс затраты на перелет Алматы-Москва-Алматы. Курс одного доллара США на время путешествия составил 30 российских рублей или 150 казахстанских тенге.
В. Н. Вуколов,
доктор педагогических наук, профессор, мастер спорта международного класса. Казахская академия спорта и туризма