КАРТОГРАФИРОВАНИЕ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ
В 2008 году Всемирная туристская организация ООН провела в г. Алматы Форум мэров городов Шелкового пути, ставший третьим по счету в летописи «Инициативы Шелкового пути». В рамках форума прошли встречи глав 25 мегаполисов и представителей 28 стран – участниц международного проекта Шёлковый путь.
Этап Региональной программы ООН «Шелковый Путь» или Инициатива «Шелковый Путь» (ИШП) стал продолжением расширенной региональной инициативы, начатой в конце 90-х с целью объединения возможностей в регионе Шелкового пути, с ориентацией на Китай и Среднюю Азию.
На прошедшем Алматинском форуме мэров была поддержана идея подготовки и публикации современной карты региона. Казахстан расположен на стыке двух частей света – Европы и Азии, по площади республика занимает четвертое место в Евразии после России, Китая и Индии и 9-е место в мире. Заметное значение имеет эта огромная территория для возрождения Великого шелкового пути и развития современного туризма со странами-партнерами на единой трансконтинентальной трассе, создания новых современных с историческими корнями уникальных туристских маршрутов и их картографирования.
С VI века в пределах Казахстана выделяются два основных направления северного степного ответвления Шелкового пути – сырдарьинское и тянь-шаньское. Имелись и другие нити караванных путей, по которым нам необходимо, исследуя золотое наследие номадов степи по имеющимся и разрабатываемым проектам инфраструктуры туризма, проложить туристские маршруты с нанесением их на карты [1].
Огромную роль сыграют в развитии туризма в Республике Казахстан создаваемые «прорывные» проекты международного значения «Жана Иле», «Бурабай», «Древний Туркестан», «Отрар», «Актау Сити», «Кендерли».
Основным транзитным маршрутом по казахстанскому отрезку Шелкового пути до недавнего времени считалась линия: переход Коргас (граница с КНР) – г. Алматы – Бишкек (Киргизия) – Тараз – Шымкент – Туркестан – далее Узбекистан. Однако, учитывая последние исследования и разработки археологов и историков, которые расширили маршруты направлений Шелкового пути, а также появление проекта создания Международного трансконтинентального транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай, сегодня стоит задача создания придорожной инфраструктуры от г. Туркестана через гг. Кызылорду, Актобе с выходом на границу с Россией. При этом необходимо охватить центральные и западные регионы, с учетом создания определенной туристской инфраструктуры на местах и охвата памятников истории и культуры для показа туристам по радиальным маршрутам с основной трассы, с показом на соответствующих схемах.
На юге-востоке страны, в том числе и для развития туризма на нейтральной зоне с КНР на переходе Коргас, создается совместный Центр Международного сотрудничества на безвизовой основе для туристов с обеих сторон, в том числе с созданием инфраструктуры для развития туризма.
В республике в настоящее время существует множество внутренних туристских маршрутов по древней караванной дороге. Например, маршрут «По Шелковому пути с юга Казахстана на космодром Байконур» (Алматы – Шымкент – городище Отрар – мавзолей Арыстанбаб – Туркестан с посещением мавзолея Ходжа Ахмеда Ессауи и комплексов вокруг него – крепость Сауран – Кызылорда – мемориал «Коркыт Ата» – Байконыр с экскурсией на космодром «Байконур»).
Проводится также и железнодорожный маршрут с посещением из Алматы стран Средней Азии, который предполагается довести на западе до Тегерана (Иран), а на востоке до Пекина (КНР).
В Государственной программе развития туризма в Республике Казахстан на 2007-20011 годы включен очень важный пункт под № 57 «Проработать вопрос создания дорожной карты от пограничных пунктов Хоргос и Дружба до города Туркестана Южно-Казахстанской области. Ответственным за реализацию проекта определены Министерство транспорта и коммуникации РК, Министерство туризма и спорта РК, акимы Алматинской, Южно-Казахстанской, Жамбылской областей и г. Алматы [2].
В связи с последними подходами по развитию туризма в стране, в т.ч. культурного туризма, следует не только расширить схему дорожной карты, но и вовлечь дополнительных исполнителей с необходимым финансированием проекта.
Анализ показывает, что территория Средней Азии в отношении картографирования туризма еще слабо отражена, это относится прежде всего к Шелковому пути. И эту проблему надо решать, так как качественная туристская карта служит удобным инструментом при путешествиях, создает безопасность на маршрутах, а также является емким рекламным материалом. Необходимо сообща определить уникальность объектов показа каждого государства, при этом избегая определенных повторов на совместных маршрутах.
Учитывая, что казахстанский отрезок Шелкового пути на юге проходит вдоль горных систем Тянь-Шаня, Жетысуского (Жунгарского) Алатау и Каратау, объектами туризма здесь являются особо охраняемые природные территории – государственные национальные природные парки (ГНПП) «Кольсайские озера», «Шарын», «Алтын-Эмель», «Иле-Алатауский», «Алматинский заповедник», «Аксу-Жабаглинский заповедник», «Каратауский заповедник» и иные рекреационные ресурсы, которые надо готовить к качественному приему туристов и отражать на туристских картах и схемах.
Большую роль на маршрутах Шелкового пути имеют уникальные археологические и исторические памятники: «Курган Иссык», «Некрополь Бесшатыр», «Галерея петроглифов Тамгалы», «Мавзолей Айша Биби», «Мавзолей Арыстанбаб», «Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави», «Крепость Сауран», «Некрополь Берель», «Городище Сарайчик» и другие объекты историко-культурного туризма [3].
Ценность представляют также уникальные сооружения современной архитектуры–музеи, юрточные аулы, восточные базары, городки ремесленников и т.д.
Значительное место в создании туристского продукта и его показа отводится процессу картографирования. Для путешественников главным путеводителем являются карты, однако данная тема не всегда затрагивается, но является актуальной на сегодняшний день.
Карты являются древнейшим инструментом познания мира, поэтому большое значение имеет знание ее природы возникновения и развития, особое значение имеют ее связи с информатикой, она не только накопитель, но и мощный источник информации, необходимый людям разных профессий. Однако развитие этой науки и практическое создание качественных картографических материалов, особенно по туристско-рекреационному картографированию в Средней Азии и других странах находится не на должном уровне.
Для решения основных задач по обеспечению успешной реализации комплексного развития индустрии туризма необходимо совершенствование инфраструктуры туризма в благоприятных для этого местах и созданию информационных материалов по ним.
Современные тенденции организации туристско-рекреационного картографирования носят необходимый, безотлагательный характер и являются инструментом рекреационно-географических исследований территории, которые в свою очередь базируются на уникальном природном, историческом и культурном потенциале. Изучение таких ресурсов дают предпосылки и большие возможности для развития различных видов туризма, в т.ч. создание совместных проектов стран-участников, расположенных на древних караванных путях.
Создание международных проектов и туристских карт целесообразно начинать с граничащими странами, например, Республика Казахстан на юго-западе граничит по суше и Каспийскому морю с Туркменистаном, далее с Узбекистаном, Кыргызстаном, на востоке с Китаем, а на севере с Россией и у всех есть уникальные объекты для показа на встречных маршрутах.
Огромное влияние на развитие туризма в Средней Азии оказывает Китайская Народная Республика, которая имеет транспортные связи со всеми прилегающими странами, а с Казахстаном – несколько пограничных переходов. Большие перспективы в Казахстане ожидаются от реализации Международного транспортного трансграничного коридора Западная Европа – Западный Китай, создание на нейтральной полосе с КНР в районе перехода Коргас Международного центра приграничного сотрудничества, и здесь же идут работы по стыковке еще одной железнодорожной линии для усиления связей по Великому шелковому пути.
Создаются проекты международного уровня на северо-западных и северных регионах республики, что повлечет большой поток туристов из России, и все это необходимо отразить на транзитных туристских картах.
Большое значение имеет включение в специальную нагрузку данных карт памятников археологии, истории и культуры, культурного и этнического наследия народов, населявших территорию Средней Азии в различные исторические периоды, т.е. данные объекты также являются частью рекреационных ресурсов.
Карты используются при реализации государственных программ и проектов развития туризма во всех странах Шелкового пути, для разработки различных туристских маршрутов, показа объектов размещения, отдыха, уникальных памятников природы, истории и культуры. Также они находят применение в среднетехнических учебных заведениях, школах, туристских фирмах, научных учреждениях и среди широких слоев населения, в т.ч. зарубежных посетителей.
Можно привести еще множество примеров, свидетельствующих об эффективности использования картографической информации для разных видов мониторинга окружающей среды и рекреации. При этом необходимо отметить, что с развитием дистанционных методов наблюдения и контроля значение тематических карт и картографического метода исследования не только не ослабевает, но и закономерно усиливается.
В Республике Казахстан туристские карты по своему назначению подразделяются на обзорные, с охватом территории республики, географических регионов, областей и отдельных уникальных природных мест, а также линейных маршрутов и планов городов. Кроме того, они могут разделяться по видам туризма (водные, пешеходные, горные, велосипедные, комбинированные и другие), по особо охраняемым природным территориям и т.д. [4].
На современном этапе развития карта стала необходимой, неотъемлемой частью образовательного процесса. В современную эпоху, когда научная, познавательная информация поступает огромным потоком, ее изучение, тем более показ, сопряжены с большими трудностями. Поэтому необходим более четкий и емкий язык, чем тот, которым является на сегодня карта.
Предстоит объединение совместных усилий всех стран участников, задействованных в развитии единого туристского продукта по древнему караванному пути. Необходимо начать создавать стыковые линейные карты-схемы с запада и до востока, с показом мест стоянок, радиальных выходов, уникальных объектов, которые бы не повторяли, а, наоборот, усиливали колорит данного маршрута каждого государства.
Для международных карт желательно выработать по возможности единые условные обозначения и язык. Предстоит создать уникальные карты по проекту «Международного морского круиза по Каспийскому морю» и по железнодорожному маршруту «Жемчужина Шелкового пути», разработчиком которых является казахстанская сторона.
На современном этапе большую роль будут иметь информационные системы нового поколения, которые на качественном и оперативном уровне будут доставлять практически в любую точку земного шара необходимую информацию, увязанную с данными туристского потенциала, особенно это касается электронных карт с программным обеспечением, здесь также необходима общность информационного пространства.
Реализация государственных программ развития туризма и стратегии экономического и социального развития стран Средней Азии на современном этапе поставили новые задачи перед туристской отраслью, которая в настоящее время входит в приоритетные кластеры экономики. Особую значимость приобретает развитие экологического туризма в особо охраняемых природных территориях, сосредоточения рекреационных ресурсов, местах исторического и культурного наследия. Важным направлением в связи с этим приобрели вопросы по изучению данных территорий и наглядное их картографирование для исследования, проектирования и развития туризма.
В соответствии с поставленными целями сформулированы следующие теоретические и практические задачи по развитию туристско-рекреационного картографирования:
- на основе развития международной картографии оценить место и роль картографической науки в Казахстане и Средней Азии;
- провести анализ и выявить современное состояние и проблемы развития туристско-рекреационного картографирования всех сопредельных стран региона;
- определить направления по улучшению картографического обеспечения и составить прогнозные данные по их необходимости на всех участках Шелкового пути стран Средней Азии, проводить туристское картографирование территории с дальнейшим соединением смежных листов в одно целое;
- создать дорожные туристско-рекреационные карты по актуальным проектам международного значения, например, по транспортному коридору Западная Европа – Западный Китай, а в местах соприкосновения трасс с особо охраняемыми природными территориями и уникальными памятниками и комплексами археологии, истории и культуры установить карты-билборды, щиты с показом мест расположения неповторимых объектов туризма.
Несомненно, предпринимаемые меры будут способствовать развитию отрасли туризма и создания совместного туристского продукта во всех странах Великого шелкового пути.