08 Мая 2012 00:00

О состоянии экскурсионной деятельности

Лютерович О.Г., экскурсовод-методист, к.п.н.
Сегодня в условиях становления Казахстана как суверенного государства интенсивно развивается индустрия туризма, во многих своих аспектах отличающаяся  по формам организации от других традиционно сложившихся отраслей. До начала 90-х годов ХХ века подготовка туристских, в том числе экскурсионных, кадров в Казахстане была прерогативой туристско-производственных объединений (ТЭПО). Большее внимание в процессе их обучения уделялось проблемам организации  туристской деятельности в сфере экономики, что, в общем-то, позволяло иметь отлаженный механизм экскурсионного обслуживания в рамках административно-командной системы. Нынешние требования, предъявляемые к специалистам экскурсионного бизнеса, подразумевают наличие высокого уровня интеллектуальных способностей, творческой активности, умения быстро реагировать на изменения, происходящие в обществе. Поэтому современный работник сферы экскурсионной деятельности, безусловно, должен владеть  не только методикой и техникой подготовки и проведения экскурсий, но и экскурсионным менеджментом.
С нашей точки зрения, на сегодня факторы, влияющие на формирование экскурсионного процесса в Казахстане, выражаются:
в проблемах, связанных с подготовкой экскурсионных кадров;
в отсутствии специалистов-экскурсионистов в уполномоченном органе в области туризма и в региональных структурах управления туризмом;
в  бесконтрольности субъектов рынка экскурсионных услуг;
в том, что исчезло большинство туристских маршрутов и экскурсий, пользовавшихся большой популярностью у населения;  
в значительном уменьшении общего числа экскурсантов;
в превышении количества местных экскурсантов над приезжими;
в изменении потребностей туристов к форме и содержанию экскурсий.
В настоящее время экскурсионные услуги, предлагаемые большинством туристских предприятий, зачастую некачественны. Причем реклама об их оказании постоянно встречается на страницах СМИ, в сообщениях ТВ и радио. Туристскими предприятиями, предлагающими экскурсионные услуги, не учитываются элементарные требования:  на любой маршрут, будь это экскурсия «Алматы – южная столица Казахстана» или «К озеру Иссык», должен существовать паспорт, заверенный органами дорожной полиции. В нем четко обозначаются стоянки автотранспорта, места выхода туристов и санитарные остановки, медпункты  и т.д. Чаще всего дорожно-транспортные происшествия происходят при несоблюдении требований, обозначаемых в схемах маршрутов транспортных экскурсий, которых сегодня не имеет ни одна из туристских фирм. Сотрудники туристских предприятий, представляющиеся экскурсоводами, в подавляющем большинстве не владеют приемами экскурсионной методики. Нередко городские  и загородные поездки озвучиваются некомпетентными отрывочными замечаниями или состоят из сплошных «логических пауз». Туроператоры, например, на природоведческие экскурсии приглашают географов, геологов, орнитологов и других специалистов. Но это не всегда выручает: специалисты-естественники, в силу незнания экскурсионной методики, превращают этот процесс в лекции, игнорируя первичность показа. Зачастую им просто не хватает лексического запаса, коммуникативных  навыков и умения найти альтернативные варианты. 
Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что большой объем предложений по некачественному экскурсионному обслуживанию обрушивается на школы. К сожалению, экскурсионное обслуживание школ монополизировано всякого рода «пиратами», причем не без попустительства руководителей учебных заведений. А ведь известно, что экскурсия предполагает сообщение определенного  круга научных знаний, то есть выступает как педагогический процесс, в котором интегрируются обучение, воспитание и развитие. Характерной особенностью экскурсии является и то обстоятельство, что она может и должна быть включена в учебно-воспитательный процесс.  
При появлении сегодня на туристском рынке предприятий с различными формами собственности, объективно затруднен сбор статистических данных, касающийся видов их деятельности. Время показывает, что эти виды становятся все более разнообразными, но не всегда качественными. Экскурсия из формы эстетического воспитания трансформируется в легковесные поездки с поверхностным показом, смутным рассказом, часто на сомнительных средствах передвижения. Понятно, что субъектам туризма, предоставляющим услугу «Экскурсия», необходимо иметь:
квалифицированную методическую документацию на проводимые экскурсии; 
заверенные компетентными инстанциями, паспорта на маршруты; 
располагать экскурсионными кадрами, имеющими квалификацию, подтвержденную местным уполномоченным органом в области туризма; 
осуществлять перевозки туристов на специализированном транспорте, владельцы которого имеют  патенты. 
Тем более что все эти условия регламентированы ГОСТ 28681.1.-95 РК «Туристско-экскурсионное обслуживание», где прямо указывается, что проектирование услуги «Экскурсия» предусматривает определение  тематической направленности, объектов осмотра, продолжительности экскурсий, объема информации, формы перемещения по маршруту экскурсии, результатов социологического изучения предложений экскурсантов по условиям обслуживания. Результатом проектирования услуги «Экскурсия» являются следующие технологические документы:
технологическая карта экскурсии;
контрольный текст экскурсии; материалы «Портфеля экскурсовода»; схема трассы маршрута транспортной экскурсии [1].
Кроме  ГОСТа к правоустанавливающим документам, регулирующим экскурсионную деятельность, относят Закон «О туристской деятельности в Республике Казахстан» от 13 июня 2001 г. и Квалификационные требования к туристской деятельности (постановление Правительства РК № 179 от 07.02.2000 г.), где сказано: «Квалификационным требованием к деятельности гида-переводчика, инструктора, методиста и сопровождающего туристские группы является наличие документа о специальном образовании или окончании специальных курсов». На местном уровне существуют нормативные документы, утвержденные Департаментом туризма акимата  г. Алматы от 7 января 2002 г.: Положение о тарификационной комиссии и  Правила тарификации экскурсоводов. 
К сожалению, из Правил лицензирования туристской деятельности в РК в новой редакции в 2007 г. исключено лицензирование экскурсионной деятельности. С нашей точки зрения, это произошло потому, что туроператорам и турагентам разрешено осуществлять экскурсионную деятельность с помощью экскурсоводов (физических лиц), заключающих договора с туристскими предприятиями. Но, как показывает практика, большинство экскурсоводов не имеют допуска к проведению тех экскурсий, за которые они берутся, а зачастую они просто не подготовлены профессионально. Этому способствует то обстоятельство, что, например, в г. Алматы постоянно организуются самодеятельные курсы экскурсоводов как частными лицами, так и фирмами, имеющими лицензии на туроператорскую деятельность, что противоречит Закону «О туристской деятельности в РК». В ст. 22 «Профессиональная подготовка специалистов в области туристской деятельности» отмечается: «1. Профессиональная подготовка, переподготовка специалистов туристской индустрии осуществляется организациями образования, имеющими соответствующие лицензии уполномоченного органа в области образования. 2. Аттестация, подготовка различных категорий общественных туристских кадров осуществляется в порядке, определяемом уполномоченным органом в области туризма» [2]. 
Профессиональная подготовка экскурсоводов – звено многоуровневой цепи системы подготовки туристских кадров. При этом показателем профессиональной готовности к деятельности экскурсовода, повышения качества подготовки такого специалиста, по нашему мнению, является степень его педагогического мастерства, ибо экскурсовод выступает, как правило, в роли носителя и ретранслятора некоего знания по отношению к экскурсантам.
В этой  связи представляется, что   современный этап (с 1991 г.) становления экскурсионной деятельности в Казахстане пока характеризуется поиском собственной концепции, которая будет способна разрешить систему противоречий в экскурсионной практике, проявившихся в последнее время.
В сентябре 2009 года, подводя итоги прошедшей в г. Астане сессии Всемирной туристской организации, Президент РК Н.А. Назарбаев отметил, что в рамках развития туризма в стране необходимо готовить квалифицированных экскурсоводов. С нашей точки зрения, на современном этапе развития экскурсионной деятельности в системе туристского образования  профессиональная подготовка экскурсоводов должна отвечать перспективам становления непрерывного образования в целом, осуществляться на единых для всех образовательных структур основаниях и  учитывать конкретные задачи, обусловленные развитием экономики Казахстана.
    Тэги:

    Нет комментариев. Будьте первым

      Оставьте комментарий

      Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

      Подписка на рассылки

      Хочешь всегда быть в курсе событий мира путешествий, подпишитесь на наши новости