Классификация факторов устойчивого развития туризма
В течение всего времени своего существования человек интенсивно осваивал разнообразные способы познания окружающего мира и к концу ХХ века уже имел возможность получать виртуальную информацию, формировать реальные впечатления о многом, что происходит вокруг: на земле, под землей, на воде, под водой, в воздухе и даже в космосе. Туристское впечатление формировалось в результате посещений, под воздействием природных факторов, имиджа территории, уровня развития инфраструктуры, удобств размещения и пользования элементами инфраструктуры, местных традиций, быта и т.д. Иными словами, оно складывается под влиянием региональной среды, в которую «погружается» турист, и работников отрасли, которые его обслуживают. В свою очередь туристское впечатление оказывает влияние на человеческий фактор и региональную среду, изменяя их. Все эти разнородные элементы, объединенные в систему туризма, должны воспроизводиться для обеспечения его устойчивого развития.
Именно в этом и состоит одно из главных противоречий туристской деятельности: чем больше возможностей получает человек от виртуального познания мира, чем больше становится желающих посетить одни и те же привлекательные туристские объекты, тем больше подверженность риску и истощению туристско-рекреационных ресурсов, тем больше вероятность превышения рекреационной емкости мест туристских посещений и нарушений баланса экологического равновесия.
Общеизвестно, что каждый элемент воспроизводственного процесса состоит из своего индивидуализированного цикла: воспроизводство аттракторов (привлекательных мест туристских посещений) путем создания новых; восстановления и реставрации существующих; дополнительного использования их свойств; воспроизводство туристского продукта путем увеличения количества предлагаемых услуг; совершенствования и повышения качества существующих и т.д. При этом в зависимости от рассматриваемого уровня (микро-, мезо-, макро-) масштабы воспроизводственных процессов будут различны. Так, на микроуровне (отдельно взятого предприятия сферы туризма) имеет место воспроизводство составляющих (элементов) этого предприятия (воспроизводство здания, где оно размещается; оборудования, необходимого для производства туристских товаров и оказания услуг (компьютеры, терминалы); трудовых кадров и т.д.). И только согласование во времени и пространстве всех этих циклов, ядром которых являются инновации, обеспечивает процесс расширенного воспроизводства и устойчивого развития туризма в регионе. Таким образом, воспроизводство – достаточно сложный процесс, требующий соответствующего планирования и управления, призванный обеспечить конкурентное преимущество продукта на отечественном и мировом туристских рынках и помочь достичь главных целей устойчивого развития туризма.
Термин «устойчивое развитие» (от англ. sustainable development) возник в начале 70-х годов и был использован в материалах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Согласно принятому определению устойчивым развитием называется процесс, в рамках которого развитие происходит без нанесения ущерба ресурсам и их истощения, что и делает развитие возможным [1].
Это, как правило, достигается таким управлением ресурсами, при котором они могут возобновляться с той же скоростью, с какой используются, либо переключением с медленно возобновляемых ресурсов на быстро возобновляемые. При таком подходе ресурсы могут быть использованы как будущим, так и настоящим поколениями.
В дальнейшем, на основе принятой на этой конференции Повестки дня на XXI век, был разработан, а затем и утвержден в октябре 1999 г. на XIII сессии ВТО Глобальный этический кодекс туризма. Одна из десяти статей этого кодекса носит недвусмысленное название «Туризм – фактор устойчивого развития». Однако в настоящее время термин «устойчивое развитие» не имеет общепринятого определения. Так, некоторые ученые трактуют его как экономический рост, обеспечивающий удовлетворение материальных и духовных потребностей как настоящих, так и будущих поколений при сохранении равновесия исторически сложившихся экосистем. Ряд авторов связывают понятие устойчивого развития со стабильным социально-экономическим развитием, не разрушающим своей природной основы.
Туризм как социально-экономическая система способен эволюционировать из одного вида в другой, в частности, в такой, при котором потребленные ресурсы восстанавливаются, воспроизводятся, заменяются на другие, минимизируется их расходование, если развитие невозможно без невозобновляемых ресурсов (примером может служить экологический туризм, доля которого сегодня составляет 40% от всех видов туризма). Главная его характеристика – способность эффективно использовать, автономно видоизменять ресурсы своего развития, рациональные структуры производства и потребления.
Различные толкования понятия устойчивости социально-экономической системы подчеркивают сложность анализируемого феномена. В свою очередь под устойчивым развитием туризма следует понимать создание условий с учетом воздействия внешних и внутренних факторов, обеспечивающих улучшение характеристик системы туризма, при достижении динамически изменяющихся целей в границах допустимых пределов роста (или ограничений – экономических, экологических, иных).
Таким образом, необходимо комплексное изучение действия внешних и внутренних факторов, оказывающих как позитивное, так и негативное влияние на развитие туризма в регионе, и возможностей управления ими. В процессе разработки региональной программы поддержки изучаемой сферы (особенно на ее концептуальном этапе) учету подлежит вся совокупность внутренних и внешних факторов, определяющих приоритеты и перспективы развития туризма на данной территории. Представленная на рисунке классификация факторов отражает их взаимосвязь: прямые и обратные связи действующих на развитие туризма в регионе внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) сил, а также фактора времени – сезонности. Особое внимание уделяется туристам, поскольку это основа формирования системы туризма в регионе.
Внешние факторы природной и антропогенной среды, обладая определенной независимостью от туристской системы региона, фактически формируют условия развития туризма, стимулируя или сдерживая его. Среди внешних факторов в первую очередь следует выделить территорию, представляющую собой социально-экономическое пространство, в котором развивается туризм. Анализ показывает, что на его развитие в регионе территориальный фактор влияет сильно, многопланово и противоречиво. Роль указанного фактора пока исследована слабо, особенно в его возможных негативных воздействиях (например, воздействии на экологию). Так, солнечное затмение летом 1999 г., которое особенно отчетливо наблюдалось на территории Румынии, привело к увеличению количества прибывших в эту страну туристов примерно на 200 тыс. человек по сравнению с 1998 г.
Один из важных факторов, влияющих на развитие туризма в регионе, – экологический, определяющий, насколько турист удовлетворен путешествием, отдыхом, исполнением желаний, через ощущение комфортности, атмосферы гостеприимства, безопасности и благотворного оздоравливающего воздействия.
Влияние экономических и финансовых факторов на сферу туризма (таких как изменение экономической и финансовой ситуации, уровня доходов населения и безработицы) обусловлено тем, что между тенденциями развития туризма и экономики региона (страны, мира) наблюдается тесная взаимосвязь. Как правило, территория с развитой экономикой лидирует на рынке путешествий по количеству туристских поездок своих граждан. От экономического положения региона зависит уровень развития материально-технической базы и инфраструктуры изучаемой сферы.
Из социальных факторов прежде всего необходимо отметить увеличение свободного времени у населения (сокращение рабочего времени, увеличение продолжительности ежегодных отпусков), что в сочетании с ростом уровня жизни означает приток новых потенциальных туристов, повышение уровня их образования, культуры, эстетических потребностей. Поскольку сегодня ощутима тенденция к дроблению отпускного времени, то для разработки программы развития туризма в регионе важно знать общий бюджет свободного времени различных социальных групп, структуру этого времени (по дням недели, признаку сезонности, видам досуговой деятельности), содержание и динамику ценностной ориентации реального и потенциального потребителя туристских услуг.
Постоянное влияние на развитие туризма оказывают демографические факторы (численность населения, половозрастная структура, семейное положение, урбанизация, квалифицированность кадров, гостеприимство местного населения и др.). Так, наибольшую склонность к активным формам туризма проявляют лица в возрасте 18-30 лет. Однако пик общей туристской подвижности людей наблюдается по достижении ими 30-50 лет.
Значительное влияние на устойчивое развитие туризма оказывают политико-правовые факторы: политическая обстановка в регионе, стране, мире; политика открытия границ; смягчение административного контроля в сфере туризма; унификация налоговой и денежной политики. Так, израильско-палестинский конфликт негативно сказывается на развитии туризма в большинстве стран Ближнего Востока.
На развитие туризма существенное влияние оказывают и технико-технологические факторы, связанные с научно-техническим прогрессом. Открываются возможности для совершенствования и производства новых видов услуг (повышения скорости и комфортабельности транспортных средств, безопасности перевозок и т.д.). Организация массовых туристских путешествий сегодня невозможна без информационных технологий.
Внутренние факторы, воздействующие на туризм, – те, которые формируют и действуют непосредственно в его сфере. К ним относятся материально-технические факторы, связанные с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общественного питания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д., а также:
спрос, предложение и распространение турпродукта;
углубление сегментации рынка;
усиление роли координации туристской деятельности и ограничение процессов монополизации;
совершенствование средств и методов массовой информации и связей с общественностью в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов;
повышение профессионального уровня кадров в туризме;
приоритетное развитие частного туристского бизнеса.
Перечисленные выше факторы можно подразделить на экстенсивные и интенсивные, которые, в свою очередь, могут оказывать как позитивное, так и сдерживающее (негативное) влияние на развитие изучаемой сферы.
К экстенсивным факторам относятся: рост численности работников, увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов, строительство новых объектов туризма с техническим уровнем существующих.
Интенсивные факторы – повышение квалификации персонала, развитие профессионально-квалификационной структуры (техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений и результатов научно-технического прогресса, включая реализацию целевых программ повышения культуры и качества обслуживания, индустриализацию, технологизацию и компьютеризацию, рациональное использование материальных ресурсов, объектов и маршрутов и т.д.).
К сдерживающим (преимущественно внешним) факторам относятся: экономические кризисы, политическая и финансовая нестабильность, инфляция, безработица, криминогенная обстановка, неблагополучие экологической ситуации, ужесточение туристских формальностей и т.д.
Особое место среди факторов, оказывающих влияние на устойчивое развитие туризма в регионе, занимает фактор сезонности. Под сезонностью обычно понимают свойство туристских потоков концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода времени. Например, для Семиреченского региона Казахстана высоким сезоном является июль-август, когда есть возможность организовывать коммерческие восхождения на высочайшие вершины страны (Хан-Тенгри, Мраморная стена и др.). Восхождение на высшую точку Казахстана пик Хан-Тенгри (6995 м), является самым дорогостоящим коммерческим туром в практике отечественного туризма [3].
Последние двадцать лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, а валютных поступлений – 14%. Если в 1950 году число туристов во всем мире составляло 20 млн., а оборот туристской индустрии – 2,1 млрд. долларов США, то согласно данным Всемирной туристской организации Объединенных Наций уже в 2006 году было зарегистрировано 846 млн. туристских прибытий в мире, а поступления от международного туризма достигли 733 млрд. долларов США. При этом основными целями международных туристских посещений в 2006 году (430 млн., или 51%) являлись познавательные или оздоровительные.
Таким образом, главное противоречие туристской деятельности человечества формально углубляется, оба его противоречивых фактора становятся еще более масштабными. При этом все основные функции туризма с течением времени не только не утратили социальной значимости, но и усилили эффективность своего воздействия на жизнь жителей земли.