07 Сентября 2011 00:00

Перспективы развития космического туризма

В индустрии туризма недавно появилось новое и перспективное направление – космический туризм. Это самый дорогой на сегодняшний день и, конечно же, самый впечатляющий вид туризма.

Под термином «космический туризм» подразумевается возможность для человека или группы людей отправиться в космическое путешествие (туда и обратно, конечно же) за определенную плату. Схема проста: мы платим деньги, проходим курс подготовки и отправляемся в полет. Какая-то сотня километров – и вот она, наша планета, такая, какой видеть ее удавалось немногим. 
Звучит действительно заманчиво – посмотреть на человечество свысока и побывать в условиях нулевой гравитации. А вот как это сделать, и с помощью чего – вопрос, над которым ломают головы инженеры и ученые со всего света. Ведь, по общему мнению специалистов, космический туризм может стать еще и важным источником будущего развития космонавтики.
Космический туризм как бизнес
Рассмотрим космический туризм как сферу предпринимательской деятельности, которая может быть и прибыльной, и убыточной. 
По мнению Сергея Костенко, совладельца компании Space Adventures, организация полетов в космос на коммерческой основе – полноценный и, что самое главное, рентабельный бизнес. Здесь действуют те же законы рынка и имеются потребители, готовые заплатить большие деньги за яркое приключение.
Как считают специалисты, возможностей у космического туризма, как вида бизнеса, намного больше – здесь орбитальными или суборбитальными полетами все не заканчивается. К примеру, несколько компаний уже заявили о намерениях в ближайшие несколько лет организовать путешествия к Луне. Среди них Constellation Services International (CSI) и проект Lunar Express Space Transportation System. Ее конкурент – компания Space Adventures готова показать вблизи спутник Земли всего за $100 млн. 
Кроме того, в «меню» агентств, работающих в сфере космического туризма, могут входить такие услуги:
– возможность ощутить все преимущества и недостатки невесомости. К примеру, такое удовольствие в США до недавних пор стоило немногим более $3500 (полет на самолете по параболической траектории);
– полеты на самолете на экстремальной высоте. Один из примеров – предоставление компанией FoxHound возможности посмотреть на мир с высоты 36 км из кабины МиГ-25 или МиГ-31 за $24 000.
Сегодня Space Adventures предлагает побывать в космосе за 25 миллионов долларов. Для кого-то эта сумма может показаться астрономической, а для некоторых – вполне приемлемой. 
В октябре 2004 года компания «Берта Рутана» выиграла тендер по созданию транспортных средств, способных двигаться по суборбитальной траектории. Также над суборбитальными полетами начали работу Space Adventures и Virgin Galactic. Разработчики данных проектов поставили цель сделать полёты в космос доступными за относительно небольшую плату.
На сегодня цена космического тура составляет в пределах $30-40 млн. Выход в космос обходится в $15 млн.
С двадцать третьего июня 2008 года в России начали продавать билеты на полёты корабля SpaceShipTwo (компания Virgin Galactic). Стоимость одного билета достигает $200 000.
Что касается перспективных проектов и планов развития бизнеса космического туризма, то здесь всё зависит от изобретательности предпринимателей. Схема несложная – заставить идею, пусть даже самую сумасшедшую, работать и приносить прибыль. 
Зарубежные и отечественные инвесторы сходятся во мнении, что причин или стимулов для развития космического туризма предостаточно. Среди них: 
желание людей летать в космос;
большинство идей действительно можно воплотить в жизнь, пусть даже в перспективе;
это один из немногих и самых простых путей заработать на «неиссякаемых космических ресурсах».
Космический туризм волшебным образом позволяет совместить целое множество земных видов бизнеса – начиная с маркетинга, моды, архитектуры, технологий и заканчивая изготовлением сувениров и предоставлением оригинальных услуг для самых эксцентричных клиентов. 
Взять, к примеру, японскую компанию First Advantage, которая объявила о том, что совсем скоро за $2,5 млн. можно будет выйти замуж или жениться на борту космического корабля в условиях нулевой гравитации. Тем не менее получать удовольствие от бракосочетания молодожены смогут недолго – полет длится около часа, в то время как в невесомости брачующимся удастся «полетать» всего пару минут. 
Для воплощения своих планов в жизнь японцы решили задействовать возможности американской компании Rocket Plane. Первую церемонию бракосочетания в космосе планируется провести через три года. 
Космический туризм на земле
Космический туризм также возможен и на земле. Побывать в Центре подготовки космонавтов на космодроме Байконур либо в космическом центре НАСА на мысе Канаверэл – это тоже космический туризм. Прежде всего эти объекты вызывают большой научно-познавательный интерес. Скажем, космодром «Байконур» представляет собой уникальный научно-технический и социальный комплекс, равного которому нет. С деятельностью космодрома связаны многие важнейшие события ХХ века, славные исторические вехи советской и российской, а с 90-х годов и казахстанской космонавтики. 
Собственно такие разновидности туризма рассчитаны на тех, кто хочет ощутить нахождение в космосе, но не имеет лишних миллионов в бюджете.
Начиная с 2005 года Центр космических полетов и исследований – «Космическая гавань Байконур» открыта для посещения. Отечественные и иностранные туристы увидят музеи, исторические достопримечательности, связанные с освоением космоса, стартовые и монтажно-испытательные комплексы, а также запуск космических кораблей. 
Визит на космодром Байконур во время пуска космического корабля обходится иностранным туристам от $2500 до 3000. Это скорее экскурсионная прогулка, чем истинный космический туризм – ни перегрузок, ни особых космических костюмов или тренировок. Но все это предоставит уже Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. Здесь вам могут предложить испытать ощущения, вкушаемые космонавтами на орбите и во время подготовительных этапов к полету.
На комплексных тренажерах звездного корабля «Союз» туристы смогут отработать поведение экипажа на различных этапах полета: выведение корабля на орбиту, стыковку с орбитальным пилотируемым комплексом, а также возврат на землю.
Космический обед (стоимость около 200 долларов), который вам предложат, будет состоять из четырех блюд. Особые тренажеры смогут обеспечить летные перегрузки, что составит примерно $2500.
В рамках развития туристского кластера предусмотрено создание в г. Байконуре туристского космического центра с комплексом современных гостиниц и развлекательных объектов: планетария и музея по истории освоения космоса, сети магазинов и супермаркетов, ресторанов и молодёжных космических кафе. А также создание комплекса аттракционов и тренажёров, макетов космических кораблей, точных копий космических аппаратов и международных космических станций для увлекательных виртуальных полётов и путешествий в космосе. 
Отели для космических туристов
Самой идее строительства космического жилья уже не один десяток лет. В свое время об этом задумывался сам Баррон Хилтон, «гостиничный» король ХХ века. Тогда, к сожалению, эта идея никого не вдохновила. Тем не менее сегодня сразу несколько компаний-разработчиков обещают уже в ближайшем будущем открыть за пределами земли отели, где можно будет не только почувствовать себя космонавтом, но и «экстремально» отдохнуть. 
В космическом отеле будут предусмотрены «земные» услуги: комфортабельные номера, столовые, бар, набор развлечений. Тем не менее заведения такого рода должны будут порадовать туристов парочкой особенностей. Наиболее востребованными из которых, наверное, станут жизнь в условиях невесомости и необычный вид из иллюминатора. Весьма вероятно, что однажды туристам предложат так называемые космические прогулки в открытом космосе в скафандрах. 
Наиболее «продвинутый» проект в этой области принадлежит компании «Бигелоу Аэроспейс», которую основал в 1999 году владелец отеля и агент по недвижимости Роберт Бигелоу. 12 июня 2006 года Россией был запущен один из первых экспериментальных спутников «Бигелоу Аэроспейс» под названием Genesis-1, который должен был опробовать новую технологию. 28 июня 2007 года был произведён запуск Genesis-2 на ракете-носителе «Днепр». Идея заключается в том, чтобы перенести в космос жилой модуль с надувной оболочкой. При этом речь идет о технологии, которую первоначально разрабатывала NASA. После разработки Роберт Бигелоу купил патент на эту технологию.
Прогнозируется, что ближе к 2012 году можно ожидать появления космических отелей сразу от двух разработчиков – Bigelow Aerospace и Galactic Suite. 
Ближайшие перспективы
В настоящее время NASA разрабатывает семейство ракет-носителей «Арес». Цель – высадиться на Луне. Вместо коротких полётов на этот раз должна быть построена лунная база. Таким образом, будут открыты новые исследовательские направления.
А после 2030 года NASA планирует отправить людей на Марс. При этом стоимость и сложность организации миссии будут несравненно выше, чем при лунном полёте.
Ещё одно новое направление – колонизация космоса, концепция обитания людей вне пределов земли. Такие колонии могли бы достигать поверхности планет и Луны или глубин астероидов. Можно также построить большое колесо или трубу в космосе, вращением которых создать искусственную силу притяжения.
Среди наиболее ярких и перспективных проектов, которые будут формировать космический туризм в течение ближайших лет, являются и разработки компании Virgin Galactic. 
Основатель компании миллиардер Ричард Бренсон в пустыне Мохаве представил носитель WhiteKnightTwo. Главной задачей корабля является поднятие на определенную высоту летательного аппарата SpaceShipTwo, который и будет доставлять на околоземную орбиту группу космических туристов. 
В отличие от многих конкурентов Virgin Galactic удалось достичь завидных успехов на пути к воплощению своих идей в жизнь. Подтверждение тому – награда X-Prize, несколько тестовых полетов и серьезная заинтересованность со стороны общественности. 
Достижения Virgin Galactic и непосредственного изготовителя кораблей – компании Scaled Composites легендарного Барта Рутана впечатляют. Ими успешно реализуется еще один перспективный проект, кстати, активно финансируемый корпорацией Intel – создание космического летательного аппарата Hermes для перевозки туристов.
Внешне Hermes похож на обычный шаттл, однако по своим размерам он меньше него в три раза. По словам идеологов проекта, на выбор клиента будет представлено две программы путешествий. В ходе первой – корабль доставит десятерых пассажиров на высоту свыше 34 км. Стоимость такого приключения сопоставима с ценой автомобиля среднего класса. Вторая программа предусматривает полет на высоту более 112 км, где туристам будет предоставлена возможность «поплавать» в условиях невесомости в течение 15 минут. Стоимость путевки $100 000. 
Весьма вероятно, что за господство на рынке космического туризма с зарубежными компаниями скоро будут бороться российские инженеры. Подтверждение тому – проект «Aerospace Rally System» (АРС) – ракетоплан, разрабатываемый специалистами Московского авиационного института, МГТУ им. Баумана, ЦАГИ, Институтом военной медицины, а также Центром полезных нагрузок ракетно-космической корпорации «Энергия». 
Цель проекта – создание многоразового летательного аппарата для совершения суборбитальных туристских космических полетов. АРС построен по крылатой бесхвостой схеме. В качестве носителя ракетоплана выступает сверхзвуковой двухместный истребитель МиГ-31. Самолет доставляет аппарат на высоту 20 км, затем движение АРС осуществляется с помощью ракетного двигателя (разработка Института имени Келдыша). В Aerospace Rally System имеется три места: два – для пассажиров и одно – для пилота. Самое интересное то, что разработчики обещают в скором будущем продавать путевки по рекордно низким ценам – в районе 50-60 тысяч долларов.
Выводы
Несмотря на все сложности, с которыми приходится сталкиваться пионерам космического туризма, отрасль уверенно развивается. В течение последних нескольких лет мы стали свидетелями событий, которых ждали десятилетиями. В скором времени можно ожидать первых суборбитальных полетов с пассажирами на борту, и, скорее всего, первопроходцем на этом пути станет компания Virgin Galactic. 
Единственное, чего опасаются разработчики суборбитальных проектов, – несчастных случаев в полете, которые могут перечеркнуть развитие данного направления на долгие годы.
Что касается большого космического туризма, то на МКС, по всей видимости, и впредь будет отправляться в среднем по одному туристу в год. Правда, компания Space Adventures готова за дополнительные 15 миллионов рублей предложить космическим туристам дополнительную услугу – выход в открытый космос. С появлением этой услуги космический туризм станет еще увлекательнее.  

 

    Тэги:

    Нет комментариев. Будьте первым

      Оставьте комментарий

      Чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться.

      Подписка на рассылки

      Хочешь всегда быть в курсе событий мира путешествий, подпишитесь на наши новости