Чарующая игра цвета
…Он удивительным образом соединил в себе художника-романтика с особым лирическим взглядом на окружающий мир и одновременно ученого, настроенного докопаться до самой сути древней истории.
Желание наиболее выразительно отобразить все великолепие окружающего мира привело Калиоллу Ахметжана к поиску особых художественных средств. На основе многочисленных экспериментов он соединил технику старых мастеров – многослойную живопись, которую использовал в качестве основы, с техникой пуантализма – использования крошечных мазков, наносимых сверху. В результате верхние цветные точки и нижние цветовые оттенки, оптически сливаясь, превращаются в цельное пятно, создавая глубину и реальную форму предметов. При этом с близкого расстояния форма и цвет распадаются на мелкие мазки, создавая на картине игру цвета.
Разработав данный стиль (по определению автора – «муаровую живопись»), Калиолла обозначил свою «нишу» в художественном пространстве Казахстана. Именно такими приемами, считает художник, можно сполна отобразить тонкие нюансы цветового многообразия мира, передавая световоздушную среду и пространственную глубину.
Каждая его работа – результат эмоционально-интеллектуального откровения. Художник говорит: «Я долго размышляю, прежде чем начать писать. Тема меня должна вдохновлять до такой степени, что я уже не могу не переложить свое чувство на холст, только тогда можно рассчитывать на интерес, ответное эмоциональное чувство зрителя».
Калиолла работает в разных жанрах, создавая портреты, пейзажи, батальные сцены, образы древнего мира. Природа с ее выраженной или скрытой поэзией является источником вдохновения и способом выражения духовных переживаний. Пейзаж он осмысливает как образ вселенной.
Согласно его философии, существует гармоничная взаимосвязь между точкой и бесконечностью. В основе сущего автор видит мельчайший «атом». Такая концепция определила лаконичность изобразительных средств, стремление к ясности и декоративности образа.
Объекты природы автор использует в качестве изобразительных кодов, емких символов для передачи мыслей-форм и эмоций. Так, воспроизведенные им в лирической тональности нежно-белые березы в работе «Осень» олицетворяют поэзию женского образа, а сосны с мощными стволами и крепкими ветвями (полотно «Весенний лес») соотносятся с силой и твердостью мужского начала. Горы «Алатау», «Ок жетпес» автор ассоциирует с гордостью и возвышенностью человеческого духа.
Потрясающее эмоциональное чувство вызывает картина «Весна в Таутургене». Она захватывает дух пространственной глубиной, мастерски переданной воздушной перспективой. Автор выбрал высокую точку для максимально полной демонстрации величественной красоты горных панорам, подчеркнутых на переднем плане яркими, сочными по колориту деревьями и кустарниками.
Силой пронзительной эмоциональности и искренности произведений автору удалось создать чарующие образы уголков отечественной природы с их глубокой эстетикой, вызывающие волнующее чувство от встречи с прекрасным. Постепенно приходишь к мысли, что живопись для автора – это не просто способ самовыражения, но и образ жизни.