Мировой туризм перед лицом глобального экономического кризиса
Международный туризм испытывает дальнейший спад по причине рецессии в мировой экономике. Между январем и февралем этого года темпы сокращения международных туристских прибытий со- ставляли 8%, а общий объем оставался на уровне 2007 года. В то же время на секторе начинает сказываться грипп A (H1N1). ЮНВТО ведет пристальный контроль над результатами этого воздействия, тесно сотрудничая с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). ЮНВТО следует рекомендациям ВОЗ, поскольку она являет- ся ведущим учреждением ООН в вопросах, касающихся здравоох- ранения. ВОЗ на данный момент не предусматривает в своих реко- мендациях каких-либо ограничений на поездки.
Предварительная стати- стика ЮНВТО за первые месяцы 2009 года указывает на продолжение отрицательного роста, уже имевшего место во второй половине 2008 года. Турнаправления во всем мире стали жертвой спада в спросе на основных направляющих рынках. За исключением Африки, а также Центральной и Южной Америки, в которых наблюдаются позитивные результаты на уровне 3-5%. На данный момент в число наиболее пострадавших субрегионов входят Северная и Южная Европа и европейская часть Средиземноморья, северо-восточная часть Азии, Южная Азия и Ближний Восток. В этих условиях ЮНВТО прогнозирует спад в международном туризме в 2009 году на уровне 2-3 процентов. Многие страны в рамках своих финансовых и денежно-кредитных пакетов уже вводят стимулы, направленные на смягчение последствий кризиса для туризма, понимая, что сектор может оказаться важнейшим фактором восстановления экономики. Некоторые турнаправления снижают налоги и еще более облегчают путешествия, признавая тем самым, что теперь крайне важно удалить все препятствия на пути туризма, в особенности в области налогообложения и регулирования. Другие страны создали финансовые системы с целью оказания поддержки туристским предприятиям, сохранения/повышения занятости в секторе и развития инфраструктуры. ЮНВТО призывает другие страны последовать этим примерам. Талеб Рифаи, временно исполня- ющий обязанности Генерального секретаря, подчеркнул, что «одна из главных задач в разгар текущего кризиса состоит в том, чтобы не терять из вида такие долгосрочные проблемы, как снижение бедности, занятость и изменение климата». Меры ЮНВТО В историческом плане туризм демонстрировал замечательную сопро- тивляемость и выходил из прошлых кризисов более сильным и более здоровым. Однако сегодняшние экономические обстоятельства имеют, как представляется, иной характер. Этот кризис действительно глобален, а его параметры пока еще во многом неясны. В связи с этим ЮНВТО последо- вательно наращивает усилия по обеспечению своих членов необходимой поддержкой, чтобы помочь им пережить трудные времена. • Восстановление. Комитет по восстановлению туризма (TRC) создает условия для проведения более глубокого анализа, сотрудничества по антикризисным мерам и разработки политики среднесрочного характера. • Стимулы. ЮНВТО настоятельно призывает правительства включить туризм в качестве одного из приоритетных элементов в свои пакеты стимулов – рабочие места и рост торговли являются результатом сильного сектора туризма, равно как доверие представителей бизнеса и потребителей в отношении поез-док, что может сыграть большую роль в восстановлении экономики. • Зеленая экономика. Туризм должен стоять в центре усилий по переходу к зеленой экономике, приняв меры к снижению вредных углеродных выхлопов, созданию рабочих мест в органах управления окружающей средой и способствуя строительству зданий с экономным использованием энергии. Дорожная карта ЮНВТО, ведущая к восстановлению, поставит сектор в уникальное положение с точки зрения преодоления кризиса, его роли в программе стимулов, в восстановлении, будущей устойчивости и конкурентоспособности туризма. Готовность к вспышке гриппа Неопределенность, испытываемая бизнесом и потребителями, и потеря доверия усугубились опасностью возникновения пандемии гриппа A (H1N1), что еще более усилило неясность по поводу того, насколько безопасными являются поездки. ЮНВТО оказывает на ВОЗ весьма активный нажим с тем, чтобы ВОЗ заняла четкую позицию, и тесно сотрудничает с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) с целью обеспечения сбалансированной процедуры принятия решений. В рамках системы ООН ЮНВТО является прямым выразителем интересов туризма и путешествий. На этом этапе неопределенными остаются степень распространения вируса, его устойчивость и все последствия для здоровья. Принимая во внимание более высо- кую степень информированности общественности, ее готовность и соответственно более высокую степень озабоченности, призывы к срочным мерам профилактики должны ставиться в контекст – ключевым элементом является информированность, а не беспорядочные и неосведомленные действия. Пока ВОЗ не видела причин для закрытия границ или ограничения поездок. Поддержкой для такой позиции служит аналогичный опыт прошлых лет, в котором отсутствуют свидетельства того, что такие меры способны остановить распространение вируса. Более того, экономические издержки могут быть огромны. ВОЗ идет дальше и настоятельно призывает правительства воздерживаться от односторонних действий и проводить консультации по поводу таких инициатив. ЮНВТО решительно поддерживает эту позицию и готова к возникновению такой ситуации. Организация сформировала специальную секцию по управ-лению рисками и кризисными ситуациями (RCM), наладила контакты с каждым государством-членом по вопросу гриппа, провела региональные учебные мероприятия, создала систему экстренных мер в туризме (TERN), в состав которой входят около 20 ведущих организаций индустрии, и открыла sos.travel – портал для срочного информирования индустрии и туристов. Кроме того, ЮНВТО продолжает выпуск материалов с руководствами. Примечание для редакторов Среди антикризисных мер ЮНВТО необходимо указать на создание веб-ресурса с информацией о рабoте ее Комитета по восстановлению туризма, включающей первую оценку туризма и экономических стимулов с информацией о мерах, принимаемых более чем в 50 странах мира (см. www.unwto.org/trc и www.unwto. org/G20.php?lang=E).