На линии горизонта
В прошлом году известные в СНГ байкеры презентовали художественный проект – «Номады. На линии горизонта». Организаторы отмечали, что задача проекта – через фотоработы рассказать о путешествиях, дороге и феномене человека в дороге. Кто же такие байкеры? Что заставляет человека сесть на мотоцикл и ехать, оставляя позади себя тысячи километров? Мы попытались понять это, разбирая историю дорог легендарного Дмитрия Петрухина.
Кто не знает
...Дмитрий Петрухин – президент Казахстанского байк-клуба. С 2004 по 2006 год совершил первое кругосветное путешествие на мотоцикле, проехав 52 страны. Является депутатом маслихата города Алматы, кавалером ордена «Достык», лауреатом национальной премии «Выбор года 2007» в номинации «Патриот года». Сегодня Дмитрию Ивановичу доверена важная миссия – пропаганда VII зимних Азиатских игр, которые пройдут в Алматы и Астане в феврале 2011 года.
Ты помнишь, как все начиналось
Свою первую кругосветку Дмитрий посвятил родителям, вторую – родной земле: «Тогда я не думал ни о чем, просто находился под колоссальным влиянием произведений Джека Лондона, Герберта Уэллса, Фенимора Купера. Я в реальности очутился там, где столько раз бывал лишь в мечтах. Однако белых пятен на свете много, что такое 52 страны, если их на земле более двухсот? И во время получения ордена «Достык» я обещал Президенту Казахстана Нурсултану Абишевичу Назарбаеву и впредь пропагандировать нашу страну на всех параллелях и меридианах.
Перчатки для игуаны
За время путешествий байкерам приходится переживать многое. Впечатлений и эмоций у Петрухина хватит надолго. Два раза Дмитрий попадал в землетрясения, в США застал ураган «Рита».
– В Лаосе меня укусила змея, но все прошло нормально. Во Вьетнаме нам пришлось убегать от стада диких слонов. В Австралии дважды угодил в ДТП с участием кенгуру. Там они носятся по улицам, как бродячие собаки. Чем-то я им, видимо, не понравился, вот и кинулись за мной всем стадом. Еле оторвался.
А в джунглях между Вьетнамом, Лаосом и Камбоджей Петрухин не смог ужиться с игуаной: «Она утащила мою перчатку у меня на глазах. Догнать ее не смог, потому что побоялся ночью бежать в джунгли. На следующий день вторую перчатку оставил в домике, где мы ночевали с проводником: такое сооружение на четырех ходулях, там обычно рис сушат. Вернулся – второй тоже нет. Теперь думаю, что у той игуаны пара перчаток.
Через границы с боями
– Знаете, из 52 стран, которые я проехал, минимум в 10 приходилось с боем проходить границы. Я обычно пересекаю границу не там, где это делают туристы. Их-то встречает цивилизация, а я еду по дорогам, которыми пользуются местные жители. Например, появляюсь я на своем мотоцикле на границе Индии и Непала. Стоит будка, рядом какие-то босые мужики с автоматами. Для них шок – откуда я там взялся? Не знают даже, как оформить.
Один раз я даже на несколько дней угодил в тюрьму в Тунисе. С полицейскими общался на пальцах, английского они не знали. Говорю, я из Казахстана, а им послышалось – изАфганистана. Вот и просидел на нарах как личность подозрительная. Потом разобрались, выпустили.
Во Вьетнаме ситуация тоже была сложная. Из-за того, что не пускали на территорию Вьетнама со стороны Лаоса, мне пришлось на нейтральной территории прожить трудных 5 дней и ночей в местных джунглях.
Но самым трудным оказалось договориться с китайскими властями...
На Китайской стене
В Китай Петрухин пытался попасть целых пять лет. Дело в том, что китайские власти запрещают передвигаться по территории страны иностранным мотопутешественникам. Переломным моментом стало участие казахстанского байкера в эстафете Олимпийского огня, после которой его все же пустили в Поднебесную. Так Петрухин стал первым байкером, пересекшим на своем «железном коне» китайскую границу.
– Я долго шел к этому, я даже на мотоцикле на Китайскую стену заехал. Я думаю, что 70 стран – еще не предел.
А вскоре родилась идея совместить очередной отрезок продолжающегося кругосветного путешествия с пропагандой VII зимних Азиатских игр.
Флаг Азиады
– Меня пригласил министр туризма и спорта Темирхан Досмухамбетов. «Я знаю, что ты собираешься проехать по странам Азии, – сказал Темирхан Мынайдарович. – Есть хорошая идея: мы делаем дубликат флага Олимпийского совета Азии, и пусть все министры спорта на твоем пути поставят на нем свои автографы».
Первая остановка у меня была в Иордании. Встретился с президентом Национального олимпийского комитета, он же – министр спорта королевства. Собеседник был в шоке: кто такой этот мотоциклист, что ему надо? Я рассказал о своей стране, о том, что в 2011 году мы проводим зимние Азиатские игры. Ответ министра поразил: «Мы обязательно подготовим хотя бы двух-трех спортсменов. И сделаем это в ответ на теплое, сделанное неожиданным образом приглашение». И в ознаменование достигнутого соглашения спортивный руководитель этой страны первым расписался на флаге ОСА. Я был в восторге: первый автограф в первой же стране!
И все же миссия по пропаганде Азиады носила самодеятельный характер до тех пор, пока в штаб-квартире Олимпийского совета Азии в Эль-Кувейте я не встретился с президентом ОСА шейхом Ахмадом аль-Фахадом аль-Сабахом. Его помощники сначала тоже ничего не поняли: «Как ты вообще на мотоцикле проник в Кувейт, и почему должен увидеться непременно с шейхом?» Но после нашей встречи шейх написал письмо всем президентам национальных олимпийских комитетов Азии, в котором просил оказывать мне всяческое содействие. После этой встречи я стал «в законе». И, побывав в тридцати азиатских странах, получил на флаг ОСА тридцать подписей первых руководителей спорта.
Подводя итог
Вот что говорит по этому поводу сам Дмитрий Петрухин.
– Кто такой байкер? Человек, купивший себе BMW? Но байкером может считаться и тот, кто катается на допотопном «Минске». Главное – дух. Наверное, истинный дух байкерства – в мечте об абсолютной свободе. Нами никто по-настоящему не руководит, кроме этой мечты и интуиции, как ее, мечту, осуществить. Все остальное – шляпа, борода и прочие аксессуары – вторично.
По материалам СМИ